Анализ произведения Пушкина «Станционный смотритель»
14 сентября 1830 года Александр Сергеевич закончил одну из повестей в цикле «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» под названием «Станционный смотритель» . Период, на который приходится завершение Пушкиным повести, называется Болдинской осенью. В те месяцы Александр Сергеевич находится в Болдино, куда его «привела» необходимость решить финансовые вопросы. Застигнутый эпидемией холеры, вынужденный остаться в Болдино гораздо дольше, чем планировалось, Пушкин создает целую плеяду произведений, которые потом были признаны
«Повести Белкина» стали первым завершенным произведением Пушкина. Изданы они были под именем вымышленного персонажа Ивана Петровича Белкина, который занемог лихорадкой, переросшей в горячку, и умер в 1828 году. О нем Пушкин как «издатель» рассказывает в предисловии к повестям. Цикл увидел свет в середине осени 1831 года. С указанием подлинного авторства повести были изданы в 1834 году. «Станционный смотритель» сыграл большую роль в развитии русской литературы, заняв в ней значительное место, повествуя едва ли
В цикле повесть «Станционный смотритель» — это композиционный центр, вершина. В ее основу заложены характерные черты литературного русского реализма и сентиментализма. Выразительность произведения, сюжет, емкая, сложная тема дает право назвать его романом в миниатюре. Это, казалось бы, простая история о простых людях, однако житейские обстоятельства, вмешавшиеся в судьбу героев, и делают смысловую нагрузку повести сложнее. Александр Сергеевич, помимо романтической тематической линии, раскрывает тему счастья в широком понимании этого слова. Судьба дарит человеку счастье порой не тогда, когда того ждешь, следуя общепринятой морали, житейским устоям. Для этого необходимо и удачное стечение обстоятельств, и последующая борьба за счастье, даже если оно кажется невозможным.
Описание жизни Самсона Вырина неразрывно связано с философской мыслью всего цикла повестей. Его восприятие мира и жизни находит отражение в картинках с немецкими стихами, развешенными на стенах его жилища. Повествующий описывает содержание этих картинок, где изображена библейская легенда о блудном сыне. Произошедшее с дочерью Вырин так же воспринимает и переживает сквозь призму изображений, окружающих его. Он надеется, что Дуня вернется к нему, но она не возвращалась. Жизненный опыт Вырина подсказывает ему, что чадо его будет обмануто и брошено. Станционный смотритель — «маленький человек», ставший игрушкой в руках алчных, меркантильных сея мира, для которого опустошенность души страшнее, чем материальная бедность, для которого честь — превыше всего.
Повествование происходит из уст титулярного советника, чье имя скрывается за инициалами А. Г. Н. В свою очередь эта история была «передана» рассказчику самим Выриным и «рыжим и кривым» мальчиком. Завязка драмы — тайный отъезд Дуни с малоизвестным гусаром в Петербург. Отец Дуни пытается повернуть время вспять, чтобы спасти дочь от того, что представляется ему «гибелью». Рассказ титулярного советника переносит нас в Санкт-Петербург, где Вырин пытается найти свою дочь, а скорбный финал показывает нам могилу смотрителя за околицей. Удел «маленького человека» — смирение. Непоправимость сложившейся ситуации, безысходность, отчаяние, равнодушие добивают смотрителя. Дуня просит прощения у отца на его могиле, ее раскаяние запоздалое.