Анализ произведения Пушкина «Борис Годунов»
Во время ссылки в Михайловском Александр Сергеевич Пушкин работал на удивление напряженно и плодотворно. Сразу же по окончании «Цыган» он набросал приблизительный план трагедии «Борис Годунов», а уже через год черновой вариант произведения уже был готов.
История России всегда была в сфере интересов поэта, а атмосфера в родном имении подпитывала этот интерес. Все вокруг имения и в городе Пскове носило отпечаток далекого прошлого Родины. Здесь в хранилищах книг Пушкин перечитывает старинные летописи, делает для себя заметки. Более
Вся основная идея трагедии сводится к тому, что процветание страны невозможно без опоры на главную ее силу — народ. Именно поэтому в список действующих
Хотя Пушкин, как и многие другие представители классицизма и романтизма до него, обратился к историческому прошлому страны, но в отличие от них не стремился использовать его для агитации собственных политических идей. Наоборот, он придерживается подлинного историзма. Создание подлинно исторического труда — вот в чем проявилось новаторство Александра Сергеевича.
«Борис Годунов» — произведение реалистическое. Вот почему действующие в нем лица мыслят и действуют в полной синхронизации со своей эпохой, а не как современники самого Пушкина.
Особо хочется подчеркнуть изображение автором характера Бориса Годунова, которое можно считать победой поэта в утверждении реализма. Светлый ум, сила воли, а главное, желание народу добра — вот отличительные черты его характера. Но наряду с этим Борис самолюбив и пренебрежительно относится к народу как к социальной силе. Вдобавок ко всему налицо упоение властью и переоценка своих возможностей, что в купе с ранее перечисленным приводит к совершению преступления. Народ для него — всегда готовая к возмущению чернь. Поэтому совершенно закономерно, что презрение к народу приводит к трагическому финалу в виде совершения над ним народного приговора.
Создания трагедии приходится на то время, когда традиции классицизма были еще живы. Но, несмотря на это, Пушкин разрушает все его писаные и неписаные рамки. Не придерживается поэт закона трех единств и не соблюдено им единство слога.
Динамизм трагедии выявлял необходимость реформ и в театральной области. Существующие сценические нормы не способствовали всестороннему раскрытию композиции трагедии. Так что, Пушкин и в этом плане выступил новатором.