Анализ произведения Недоросль

В творчестве Фонвизина одной из основных является тема вос­питания молодого дворянина. Наиболее полно и глубоко она раз­вивается в его комедии «Недоросль». Но автор ставит проблему гораздо шире. Само воспитание Митрофанушки является резуль­татом всего социально-бытового уклада помещиков-крепостников. Так пьеса о воспитании постепенно перерастает в резкое обли­чение крепостничества в целом.

Это первая в России социальная комедия-сатира. В композиции этого произведения автор еще следует традициям классицизма. Он соблюдает правило

трех единств: места (события происходят в доме Простаковой), вре­мени (в течение одних суток) и действия (выход Софьи замуж). В то же время единство действия выдерживается в пьесе уже не в полной мере, так как многие описательные сатирико-быто­вые сцены не нужны для развития основного сюжета, однако являются абсолютно необходимыми для полноты жизненного изображения.

Экспозицией является первая сцена, в которой описывается примерка кафтана. Далее следует завязка первой сюжетной линии — любовной, это письмо Стародума. Завязка второй сю­жетной линии — общественной — соотносится с появлением Прав­дина.

В третьем и четвертом действиях происходит усиление раз­вития любовной линии. Кульминацией одновременно любовной и общественной линий является похищение Софьи. Развязки их происходят в пятом действии: общественная линия завершается тем, что над имением устанавливается опека, а любовная линия оказы­вается статичной, потому что Софья соединяется с Милоном.

Принципы типизации характеров героев также идут из тради­ций классицизма. Персонажи резко разделены на положительных и отрицательных. Односторонность их характеров подчеркнута и «говорящими» именами. По фамилиям дворян можно судить об их моральных качествах: Простаковы, Скотинин, Стародум, Прав­дин, Милон, Софья (что по-гречески означает «мудрость «), Мит­рофан (по-гречески — «подобный матери «); фамилии же осталь­ных персонажей недворянского происхождения указывают на их общественное положение или профессию, например: Кутейкин, Цыфиркин.

Характеры героев постоянны и никогда не меняются на протяжении всей пьесы, поэтому отрицательное лицо не мо­жет стать положительным, и наоборот. Но Фонвизин стремится показать людей живыми и действу­ющими, а не только говорящими, и достигает он такого эффекта при помощи углубления психологии, изображения быта и есте­ственности их речи. Кроме того, в комедии звучат раздумья драматурга о том на­следии, которое готовят России Простаковы и Скотинины.

До выхода пьесы Фонвизина слово «недоросль» не имело отрицатель­ного значения. Недорослями в то время назывались дворянские дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, назначенного Петром I для поступления на государственную службу. У Фонви­зина же это слово приобрело новый — иронический смысл. Митрофанушка назван недорослем не только из-за своего воз­раста, но и потому, что он оказывается полным невеждой, кото­рый не знает арифметики, географии, не умеет отличить прила­гательное от существительного.

Он также является недорослем еще и в нравственном отношении, так как не уважает достоин­ство других людей: ведет себя очень грубо и нахально со слуга­ми и учителями, заискивает перед матерью до тех пор, пока ощу­щает ее силу. Но когда Простакова лишилась власти в доме, сын грубо отталкивает ее. Помимо всего перечисленного, Митрофа­нушка оказывается недорослем и в гражданском смысле, так как не дорос еще до понимания своих обязанностей перед государ­ством. Развязка комедии выглядела наставлением правительству Екатерины II.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Анализ произведения Недоросль