Анализ произведения Гоголя «Мертвые души»
Николай Васильевич Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, так как хотел связать голос автора с голосом самого лирического повествователя. Произведение не беспричинно может быть наречено романом, хотя, по мнению Льва Толстого это что-то более оригинальное. Произведение не имеет в себе описания глобальных исторических событий, и, тем не менее, имеет право называться эпосом за глобальность описания России и русского народа.
«Мертвые души» должны были стать трилогией в исполнении Гоголя, в которой он хотел пронести душу Чичикова —
Главный герой произведения совершает путешествие по разным городам и поместьям для приобретения «мертвых душ». Свобода и масштаб переездов
Самым «мертвым» оказывается Плюшкин — скупой и мелочный он с трудом воспринимается как человек и более похож на пародию. Портреты помещиков сменяются описанием самой жизни чиновников в губерниях, которые составляют собой дворянскую власть. При этом автор относится к этому описанию с откровенной сатирой. Под внимание автора попадает весь город полностью, и здесь проявляется лицо провинциальной бюрократии, составленное собирательно. Стоит отметить, что Гоголь использовал в описании уездов типизацию. Если речь шла о городе, что имелась в виду большая часть городов страны, если не все. Когда герой останавливался в гостинице, то можно быть уверенным — в каждом городе есть такая гостиница, с таким хозяином.
Россия того времени стала основной темой произведения. Здесь рассматривается два противоречия — внешняя содержательность и реальная ничтожность помещиков с одной стороны, и владельцы крепостных, и духовная сила людей — с другой. Кроме социокультурной проблемы Гоголь рассуждает о России, ее мертвой части в виде помещиков и о ее будущем, создающемся «Чичиковыми». Благодаря общей композиции, автор смог развернуть сюжет и изобразить истинную Русь того времени.