Анализ поэмы Пастернака «Высокая болезнь» и «Спекторский»
В поэме замечательного поэта и переводчика Б. Пастернака «Высокая болезнь» отразились его размышления не только о сложном времени начала XX века, но и о природе искусства, о непростом назначении поэта. Исторически уже сложилось так, что люди искусства пропускают через себя боль и проблемы эпохи — и тем самым как бы раскрывают, обнажают их, делают более доступными для понимания следующих поколений.
Поэма «Высокая болезнь» вся построена как бы из фрагментов — воспоминаний и раздумий автора, в которых отразилось его отношение
Сбиваясь с ног от беготни,
Приносят весть: сдается крепость.
Не верят, верят, жгут огни,
Взрывают своды, ищут входа,
Выходят, входят, идут дни,
Проходят месяцы и годы.
Жизнь, окружающая поэта, полна не только величия, но и смуты, беспокойства, страданий, неуверенности в завтрашнем дне. Это — переходное время, когда «рождается троянский эпос». Однако, с другой стороны, Пастернаку понятна вся беспощадность
Невыносимо тихий тиф,
Колени наши охватив,
Мечтал и слушал с содроганьем
Недвижно лившийся мотив
Сыпучего самосверганья.
Все эти испытания, выпавшие на долю народа, словно проверяют его на прочность и веру, в то же время постоянно обрекая на лишения и жертвы. Жизнь для многих становится ожиданием смерти.
И сон застигнутой врасплох
Земли похож был на родимчик,
На смерть, на тишину кладбищ,
На ту особенную тишь,
Что спит, окутав округ целый…
Призвание поэта, который часто первым чувствует приближающиеся изменения и по-другому, чем обычные люди, на них реагирует, Пастернак называет «высокой болезнью». Поэт и другие творческие личности всегда общались с миром на равных, и это налагало на них огромную ответственность всегда быть честным перед временем и собой («я не рожден, чтоб три раза смотреть по-разному в глаза»), они не имеют права даже на случайные ошибки.
Благими намереньями вымощен ад.
Установился, взгляд,
Что, если вымостить ими стихи, —
Простятся все грехи.
Все это режет слух тишины,
Вернувшейся с войны.
Пастернак говорит и о трагичности положения поэта, который во времена грозной смены событий иногда вынужден выступать не в роли активного деятеля, а в роли пассивного свидетеля, летописца истории. Поэтому он называет свое творчество «музыкой во льду», «музыкою чашек, ушедших кушать чай во тьму глухих лесов»:
Мы были музыкою мысли,
Наружно сохранявшей ход,
Но в стужу превращавшей в лед
Заслякоченный черный ход.
Но были и такие поэты как Маяковский, сумевший настолько проникнуться идеями революции, что подчинил все свое творчество нуждам эпохи и старался быть активным участником построения новой жизни.
А сзади, в зареве легенд,
Дурак, герой, интеллигент
В огне декретов и реклам
Горел во славу темной силы…
Печатал и писал плакаты
Про радость своего заката.
О себе Пастернак говорит, что он «трезво шел по трезвым рельсам». Оглядываясь по сторонам, он видел, что все вокруг «смотрело полным погорельцем, отказываясь наотрез когда-нибудь подняться с рельс». И в то же время ему открывалась вся безысходность существования царского самодержавия и призрачность будущего:
И уставал орел двуглавый…
От стягивавшейся облавы
Неведомого мятежа…
И будущность была мутна.
И здесь появляется образ Ленина — исторического деятеля, выступившего вперед в смутное время перемен и способного повести за собой, озвучить историю:
Он управлял теченьем мыслей
И только потому — страной.
Так, размышляя о своем поколении, о времени, в котором живет, об испытаниях, которым жизнь подвергает человека в беспокойную переломную эпоху, Пастернак делает вывод и о роли исторических личностей:
Предвестьем льгот приходит гений
И гнетом мстит за свой уход.
Таким образом, поэт сумел не только достоверно отобразить действительность первой трети XX века, но и заглянуть в недалекое будущее своей страны.