Анализ поэмы Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича»
«Песня про царя Ивана Васильевича. » — историческая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым в 1837 году. Белинский писал: Лермонтов в «Песне. » «как будто современник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой общественности, со всеми ее оттенками, как будто бы никогда и не знавал о других. » В этом произведении нет идеализации прошлого.
В «Песне. » торжествует правда, правда истории удивительно подобранных лиц, из которых каждое — тип и вместе с тем неповторимая человеческая индивидуальность. Но не только это. История в «Песне. » проходит
Образ лермонтовского Грозного отличается от образов, созданных
В обрисовке Грозного и в объяснении его эпохи Лермонтов как автор «Песни. » выше всех своих современников — историков и писателей. Говоря о героях «Песни. », нужно заметить, что они отличаются не только богатством содержания, но и тем, что каждый из них несет в себе себя другого, свое продолжение как некое свое отрицание. Поэтому каждый лермонтовский образ есть противоречие, борение: развитие есть не одна, а ряд возможностей дальнейшего формирования личности в сфере определенных обстоятельств. У Лермонтова в «Песне. » герои не делятся на положительных и отрицательных. Кирибеевич нагл, преступен, дерзок, но он ласков, нежен, готов на самоотверженность и самопожертвование. Грозный — неисчерпаем. Алена Дмитриевна послушна, покорна, верна обрядам и обычаям старины. Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, защитнику законов патриархальной эпохи, по которым жил в то время народ.
В поединке с Кирибеевичем купец отстаивает не только свое достоинство, свою честь, свои личные права, но и общенародные моральные нормы. Своеволие Кирибеевича вступило в противоречие с народными представлениями о чести, а воля Калашникова («Я убил его вольной волею. ») с ними совпала. «Песня про царя Ивана Васильевича. » и в наши дни остается непревзойденным образцом проникновения поэта в тайны и народной психологии, и поэтического склада народной речи.
Белинский так писал о поэме: «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение ее пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники ее духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, освоил себе его старинную речь, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства. — и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».