Анализ пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве»

Строение комедии четко и хорошо продуманно: она складывается с 5 действий, как было принято в классицизме. Действие произведения разворачивается в течение одного дня

(единство времени соблюдено) в доме господина Журдена (выдержанно и единство места). Основное действие не прерывается второстепенными сюжетными линиями (если не считать за такую линию любовь Ковьеля и Николь), следовательно, и это требование выполнено.

Одновременно Мольер смело вводит в драматическое произведение балет. Это было прямым нарушением требований классицизма,

которые запрещали смешивать разные жанры, ведь балет — отдельный вид искусства. В комедии «Мещанин во дворянстве» имеется целый ряд проблем. Здесь реализована важная установка классицизма и стремление воспитать зрителя, ведь Мольер не только развлекал, но и учил зрителя. Поэтому первая группа проблем произведения — проблемы общественные, идеологические и дидактические.

Сюжет комедии «Мещанин во дворянстве» простой: в Париже живет некий господин Журден богатый мещанин, точнее «буржуа», торговец-лавочник. У него есть жена и дочь Люсиль, в которую влюблен сосед, юноша из мещанского класса Клеонт,

и она его тоже любит. Госпожа Журден не против того, чтобы молодожены обручились. И все было бы хорошо, но у господина Журдена появилась мечта стать дворянином. Это стремление у него такое сильное, что пленила все его мысли, желания и даже здоровий смысл, стал буквально манией.

Семья обеспокоена еще бы, веселый умный глава семейства, достигнув сорокалетнего возраста, вдруг забывает народную мудрость — «Знайся вол с волом, а конь с конем», наводит дружбу с графом Дорантом, который ему совсем не ровня, да еще и постоянно занимает ему дворянину деньги. Кроме того, заказывал себе смешные и дорогие «аристократические» костюмы, которые ему шили так, что он часто их даже одеть не мог. А еще господин Журден нанял целую группу учителей танцев, музыки, фехтования, философии, которые с него берут не маленькие деньги. Причем серьезно учиться, прилагать усилия он не хочет, а скорее всего он имитирует учение, потому что у аристократов принято нанимать себе наставников. Учителя прекрасно понимают, что фактически выбирают мещанина, изо всех сил пытаются остаться в его доме, потому что он им хорошо платит

И все эти безрассудные шаги Журден делает с неизменной «мотивацией» И мол, так принято у аристократов. Однако когда он отказал Клеонту отдать за него замуж Люсиль лишь потому, что тот не дворянин, а особенно тогда, когда госпожа Журден почувствовала, что ее муж увлекся другой женщиной (потому и это принято у аристократов), семья понимает нужно что-то делать.

И здесь становится полезным умный слуга Клеонта — Ковьель (образ «слуги-ловкача» в мировой литературе тема отдельного серьезного разговора), который начинает действовать. Он прекрасно понимает, что господин Журден будто заболел, и единственным способом чего-то добиться от него, было сделать или говорить о чем-то, связанном с дворянством, а лучше

имитировать процедуру награждения господина Журдена дворянским завыванием. После самого настоящего фарса с переодеванием (Клеонт «стал» сыном султана, а Ковьель его переводчиком) мещанин Журден наконец получил то, чего так жаждал, — он был посвящен в «мамамуши», то есть он «стал» хоть и турецким, но дворянином. А поскольку «сын султана», конечно, тоже «был дворянином», то новоиспеченный «мамамуши» и господин Журден охотно отдает за него замуж свою дочь.

Особая роль в комедии образы аристократов — графа Доранта и маркизы Доримены. Безупречно изысканные внешне (особенно на фоне неуклюжести Журдена), они совсем не

отличаются внутреннем благородством. Граф тонко и цинично играет на пагубной страсти Журдена, постоянно обирая его. Ведь, несмотря на постоянные обещания отдать долги, благородный хитрец просто не имеет денег, чтобы хоть когда-нибудь их вернуть, даже если бы он этого и хотел. А для того чтобы простак — мещанин легче расставался со своими деньгами, хорошо зная о его мании стать дворянином, он употребляет для Журдена фразы вроде: «Именно сегодня утром я говорил о вас у королевской спальни. «. Мало того, он обманывает еще и маркизу Доримену и опять-таки за счет Журдена, который передал своей «даме сердца» очень дорогой перстень с бриллиантом, потому что слышал, что именно так принято у настоящих аристократов. «Благородный граф» сказал маркизе, которая ему самому нравилась, что этот ценный подарок ей сделал именно он, Дорант.

Однако госпожа Журден разгадала «хитрые» планы своего мужа, и он чувствует себя неловко, когда она застает его во время приема этой «благородной» парочки. В конце концов, как и полагается в комедии, все заканчивается счастливо: Люсиль женится с Клеонтом, их слуги, Ковьель и Николь, тоже, и тот же нотариус должен зарегистрировать еще один брак графа Доранта с маркизой Дорименою. Кстати, о том, что граф беден словно церковная мышь никто, кроме госпожи Журден, не догадывались. А господин Журден думает, что граф «выручил» его, женившись с маркизой, чтобы развеять подозрения госпожи Журден относительно Доримены. Так весело, но с каким-то привкусом сочувствия к господину Журдену, заканчивается комедия Мольера.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Анализ пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве»