«Я тебя отвоюю» о чем стих
Художественный и философский подтекст стихотворения Марины Цветаевой «Я тебя отвоюю у всех земель» столь многогранен и глубок, что трудно выделить в нем, что-то одно: один штрих, один, особо знаковый, код, оттенок, нюанс. Стихотворение это обладает глубиной сложной нотной композиции, хоть и написано на одном дыхании, но уже многими поколениями читается как соната, как симфония сложнейших человеческих чувств: любви, страсти, отчаяния, преданности, предательства, поглощенности в любимое и внутренней духовной свободы человеческой души.
О
Стихотворение «Я тебя отвоюю» имеет четко обозначенное и глубокое смысловое посвящение Никодиму Плуцер-Сарно — философу и поэту, одному из близких друзей Цветаевой в годы голодной «якобинской, маратовской Москвы». И стоит в одном ряду с циклом стихотворений (их три) «Даниил», очень прочно связанной с библейскими мотивами «Книги о пророке Данииле» и евангельскими притчами. Но весь этот материал настолько глубоко переосмыслен, выплавлен в горниле творчества поэта, что порой трудно
Художественная сила этого стихотворения велика еще и потому, что любовь, страсть, отчаяние ее порыва сопоставлены и — противопоставлены, — смело, дерзко, — с понятиями холодной, над-мирной истины жизни и судьбы. Истины некоего божественного смысла. Той самой истины, которая, по философской логике, должна быть превыше всего.
«И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —
У того, с которым Иаков стоял в ночи». . .
В стихотворении Душа героини, ее чувства, их накал подобны лесу, стихии. Противопоставлены яростно, с нажимом, вызовом, дерзостью по отношению к сухим и отстраненным догмам «оттого, что лес — моя колыбель и могила — лес». Но свободолюбивая, стихийная, жадная до полноты чувств и отклика на них, героиня не может столь страстно желанному герою своего романа навязать эту силу и безбрежность чувства, не может сковать Душу поэта, да и душу любого другого человека. Всегда остается крохотная песчинка чего-то — внутри, что неподвластно чужому напору, страсти, словам, чувствам. То, что есть суть нас, грани и частицы нашего личного мира Духа.
Любой человек — загадка мироздания и всегда принадлежит самому себе. До смерти.
И потому — философская грань, многомерная, глубокая, под конец все ярче, четче проступает в стихотворении. Одиночество духовных исканий, метаний, противоборств, одиночество и непостижимая безмерность духовного мира человека, который будет, по сути и правде всего существа, (М. Цветаева) всегда — один, даже если он глубоко, страстно, сжигающее пламенно любим! Лишь после смерти, в какой-то мере, «осколки» духовного мира человека, осколки, отражение его внутреннего «я», становятся достоянием других (родных друзей) уступая четкость истинного абриса размытым граням вольной прихоти чужих воспоминаний и фантазий, для которых выбирается даже цвет — черный, белый, изредка — смешанный. Отсюда строки
Но пока тебе не скрещу на груди персты,
О, проклятье! У тебя остаешься — ты!
Стихотворение «Я тебя отвоюю у всех. . » не было до конца понято критиками, читателями, современниками, да и потомками М. И. Цветаевой. Оно до сих пор вызывает множество споров и толкований, имеет множество интерпретаций и прочтений, долгую, живую, страстную жизнь в литературе, искусстве, в нашем сознании, бытии. Что только лишний раз доказывает его непреходящую ценность.