Война противна человеческому разуму

Концепцию истории, проблему войны и мира рассмотрены Толстым в самом широком философском диапазоне. Мир и война отождествляются писателем с антитезой “жизнь и смерть”. Красота жизни, полнота человеческих чувств, очарование радости бытия – мажорная нота, которая постоянно звучит в романе и каждый раз вступает в противоборство с тревожной, зловещей мелодией, что олицетворяет вражеское нашествие, разрушает гармонию жизни, посягает на священное право человека на мир и счастье.

Толстого как мыслителя всегда привлекала идея “вечного мира”. Авторская мысль о возможности “вечного мира” чувствуется уже в первых главах произведения. Эта идея поразила Пьера Безухова в рассуждениях аббата Морио. “Вечный мир возможен. ” – пока что неуверенно говорит Пьер Андрею Болконському на вечере в салоне Шерер. Теория мистического и неизбежного возникновения войн была глубоко чужда Толстому. Писатель убедительно разоблачает антигуманный характер войны как таковой. Вот авторское “предисловие” к событиям 1812 г. “12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть осуществилась противостоящая человеческому разуму и всей человеческой природе событие”. Беспощадными есть слова Андрея Болконского, отрицание им тезисы о войне как азартную игру: “Война не любеВНОсть, а найгидкіша дело в жизни, и надо понимать это, а не играть в войну”.

Основу “Войны и мира”, центральный “нерв” сюжета – военно – исторические события 1805, 1807, 1812 гг. В произведении описаны три главных военно-исторических эпизода, связанных с этими датами: бой под Шенграбеном, Аустерлицкая битва, Бородинское сражение. Эпизодам из истории, размышлением автора на исторические темы посвящено сто восемьдесят шесть из трехсот тридцати трех разделов книги. До романа-эпопеи входит более ста массовых и почти пятьдесят “солдатских” эпизодов. “Я старался писать историю народа. ” – объяснял Толстой. “Война и мир” является не только гениальным воспроизведением картин русской истории, своеобраВНОй “воїнською повести” Нового времени, но и взволнованным рассказом...

об испытании человека, нации на моральную устойчивость, на жизнеспособность.

Связи, “сцепления” (характерное слово Толстого; его повторяет Пьер Безухов) частной и общественной жизни персонажей является важной особенностью романа-эпопеи. На дорогах истории пересекаются пути толстовских героев. Отечественная война 1812 г. определила знаменательные повороты в жизни Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой. Большие и малые исторические события в романе воспроизводятся через восприятие главных героев, проходящих через их души и сердца.

Подробности. Такой принцип изображения исторической действительности был важным достижением Толстого-художника. “Каждый исторический факт необходимо объяснять через человека”, – записал Толстой в дневнике. Еще в ранних “Севастопольских рассказах” писатель отказался от изображения войны в псевдоромантичному духе как события “с музыкой и барабанным боем, с майоріючими знаменами и гарцюючими генералами” и показал лицо войны “в крови, в страданиях, в смерти”. Поистине трагедійними есть картины гибели сотен людей в военных столкновениях, во время пожара в Смоленске, в Москве, страдания пленных, горе мирных жителей. Читательское чувство ненависти к войне усиливается и тем, что в войне погибает один из любимых героев Толстого – Андрей Болконский.

Кульминация всего произведения – Бородинский бой – определяющий момент в жизни народа и главных героев романа Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, всей ее семьи.

Толстой изобразил рост патриотического подъема перед Бородінською битвой и ту “теплоту патриотизма”, которую чувствовал Пьер Безухов в каждом российском солдату перед боем. Моральное поражение предшествует политическому краху наполеоновской армии. Это обстоятельство рассказчик постоянно подчеркивает: “Нравственная сила французской атакующей армии была исчерпана. Французское нашествие, как разъяренный зверь, который был смертельно ранен в разгоне, чувствовала свою гибель. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, гибель пятисоттысячной нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородіном была поднята рука сильнейшего духом противника”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Война противна человеческому разуму
?