Ведущие мотивы творчества Дж Байрона
Классицистические взгляды Байрона кажутся неожиданными для поэта, чье имя вошло в историю английской и мировой литературы как наиболее влиятельного выразителя романтического мировоззрения. В его «Дневниках и письмах» высказано немало соображений о поэзию и прозу как прошлого, так и будущего, но мысли эти такие же противоречивые, как и сама фигура великого мастера. А чтобы хоть немножечко понять мотивы творчества поэта, следует обратиться к его философии. И в свою очередь сами философские взгляды Байрона вызвали к жизни шедевры его творчества.
А
Истоки литературных взглядов юного Байрона следует искать в этических и эстетических взглядах возраста Просвещения. Но интересовался он и образцами лирической, эпической и драматической творчества античных авторов, а в последние годы жизни и творчеством итальянских поэтов раннего и позднего Возрождения, что не могло не отразиться на мотивах собственного творчества, хотя сам Байрон не раз утверждал, что преимущество над поэтами отдает историкам.
Литературные взгляды молодого поэта полностью
Но позиция молодого Байрона по этой теме сохраняется и в более поздние периоды его творчества. Всю свою жизнь он придерживался классицистической теории искусства и понимание задач поэта. Некоторые ранние произведения поэта были изданы только после его смерти. Среди них сатира «Проклятие Минервы», в которой поэт в то же время обвинял тех, кто грабил народ Греции, и прославлял античные шедевры священного храма в Афинах. Следовательно, высокие гражданские и политические мотивы свойственны даже раннем творчестве Байрона. И только поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» стала новым этапом в творчестве Байрона. Ведь в ней через внутренний мир персонажа и автора раскрываются и героика древних и новых времен, и трагические проблемы современности. Следуя «высокого» стиля, отдавая предпочтение абстрактным и возвышенным образам, Байрон предоставляет своей поэме такого лично-страстного тона, что судьба личности стала рассматриваться как часть всемирного процесса. Поэтому поэму «Паломничество Чайльд Гарольда» можно рассматривать как новый художественный движение эпохи классицизма.
Лирика зрелого поэта приобрела характер исповеди, а в восточных поэмах вылилась в тоску поэта, в его возмущение против лицемерия и тупости, которые в эпоху реакции унижали достоинство человека.
Вражда с миром героев восточных поэм Байрона приобрела нового философского осмысления в швейцарской драме «Манфред». Трагедия графа Манфреда вызвана не столько столкновением с людьми, которых он презирает, не столько крахом любви, сколько тем, что сам он не выдерживает собственного морального суда. Трагическими для него становятся не обстоятельства, которые окружают, а его собственные чувства.
Но наиболее плодотворным стал «Итальянский» период творчества Байрона. Он поражает нас патетикой четвертой песни «Чайльд Гарольда», «Одами в Венеции», «Жалобами Тассо», озорными пародийными октавами «Беппо» и «Дон-Жуана», торжественными терцинами «Пророчества Данте» и непринужденностью лирических стихов, классическими трагедиями и романтическими мистериями, стихотворной повести «Остров», прозаическими трактатами.
Вероятно, это был период сознательных поисков, нацеленных на окончательное решение вопроса о назначении поэта в современном мире:
Чего мы хотим от славы? Чтобы заполнит Листок неопределенного бумаги, мудрая похоть! Силкуємось сойти в жару, в самообмане На гору, хотя ее вершина и в тумане. О сем поэт свою півношницю-свечу Знай курит, и герой убивает вволю, Как же потліє все,- как на одну досаду, Зістанеться имя. Герои Байрона имеют отпечаток душевного величия, самоотверженности и внутренней сложности, присущих прославленным персонажам Шекспира. Даже в классицистической за своими средствами сатиры «Бронзовый век» Байрон изображает мощный и противоречивый образ Наполеона, близкий большим ворам и честолюбцям шекспировских трагедий.
Именно в «Дон-Жуане» Байрон выступает судьей морали и общественных отношений, выражает свое представление о родине, «тюремщицю народов», «напівпедантичну — напівкомерційну» страну, правящие круги которой силятся придать своей користолюбній политике высокого нравственного и религиовного значения.
Я думаю, что все равнообразие творчества Байрона отражает его стремление к гармоничному и прекрасному идеалу мыслителей прошлого. Но действительность, в которой жил поэт, не могла стать основой для поисков подобного идеала ни в жизни, ни в искусстве. Поэтому ощущение несбывшихся поисков и стали причиной дисгармонии как в мировоззрении Байрона, так и в противоречиях мотивов его творчества.