Тварь я дрожащая или право имею кто сказал
Мы все глядим в наполеоны,
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…
А. С. Пушкин
Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами.
Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона — маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты ему подобных, затем
Одни отождествляли его с гидрой революции, другие — с гидрой контрреволюции. И те и другие были правы.
Многие пытались ему подражать, для многих он был кумиром.
Герой Достоевского тоже подражает своему кумиру, Наполеону, но такому, каким тот был позже. Никакого стремления к революции «маленьких людей». Полный пренебрежения к ним, Родион Романович называет таких людей дрожащими тварями. Он трепещет от одного предположения, что может быть в чем-то похож на них — на нас с вами, иначе говоря. Трудно говорить о том, что на самом деле думает о жизни и человеке
Однако кое от чего отставной студент не отрекается. По его мнению, каждый великий человек — преступник, ибо он нарушает и отменяет установленные до него законы. И если он не подчиняется законам и стоит над ними, то для него вообще нет никаких законов. По его мнению, великий человек вообще иначе устроен, чем «тварь дрожащая», и преступление свое Раскольников планирует именно как пробу, экзамен на сверхчеловека. Если после убийства старухи-процентщицы он не будет чувствовать угрызений совести, значит, он сверхчеловек, «право имеющий». Раскольников говорит что-то о благотворительности или даже о переустройстве общества, но его психологический «двойник» Свидригайлов — доказательство того, что супермен никогда не будет заботиться о людях, ибо он уже не человек. А сверх — или недо — — это уже все равно.
Автор наградил своего героя топором для убийства. Некоторые увидели в этом чуть ли не сравнение Раскольникова с крестьянским бунтом, с революцией. Но революция означает активность народа, а Раскольников отказывает «человеческому муравейнику» вообще в какой бы то ни было активности.
Имеет ли отдельный человек, homo sapiens, «право»? История давно уже дала нам ответ на этот вопрос. «Сверхлюди» и «высшие расы» всегда терпели в истории поражения. Как и Родион Романович Раскольников.
» Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!…» — это пророчески предсказал замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев в стихотворении, которое он посвятил памяти А. С. Пушкина. И это предсказание сбылось.
Стихи Пушкина это его поэтический дневник, исповедь, это его сокровеннейшие и искреннейшие признания. А мы читаем эти признания и познаем человеческую душу поэта. А через познание идем к очищению и своей души, потому что в памяти нашей великий поэт вспоминается как эталон нравственности, которая заключает в себе самое лучшее, что есть в людях: стремление к добру, правде, справедливости.
И лучшим доказательством, являются его стихи. Наверное, невозможно представить полный образ Пушкина — поэта без его детских лицейских стихотворений, потому что без них нарушается целостность пути поэта. И прежде всего без его, «Воспоминания в Царском Селе», первый серьезный «державинский» экзамен. И он выдержал его, впервые заявив о себе, как о будущем великом поэте. Я читаю воспоминания это встрече учителя и ученика и будто зримо вижу эту сцену: «Голос был звонкий, прерывчатый, гибкий, словно какую-то птицу занесло сюда ветром… Так никто не читал стихов…Так только музыканты играли». А Державин… Он слушал воспоминания этого птенца, которому еще нечего было вспоминать, но который вспомнил все за него в этом саду: и старые победы и новые… Когда Александр кончил, только некоторые смотрели на него: большая часть смотрела на Державина». А старик… «…лицо его было в бессмысленном старом восторге. Слезы текли по его морщинистому грубому лицу». Незабываемые страницы биографии поэта.
Но недолго в Пушкинской поэзии будет звучать, «державинская», нота величавой торжественности.
Еще в лицейские годы в Пушкине проявилось вольнолюбие, которое с еще большей силой заговорило Пушкине после лицея. И первым значительным стихотворением, в котором поэт постоянно сочетает два понятия: «вольность» и «закон» станет ода «Вольность». Написанная в традиции радищевской оды, она воспринималась, как призыв сочетать с «вольностью святой» твердое следование справедливым законам. Вольность — не своеволие:
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Неверные для вас ограды,
Склонитесь первые главой
Под сень надежною Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
А вот другое, написанное Пушкиным после того, как он побывал в Михайловском. Тяжелое положение крепостных крестьян, обездоленных, лишенных всяких человеческих прав, произвело на Пушкина самое гнетущее впечатление. И поэт напишет свои гневные строки в стихотворении «Деревня».
…Мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих ни и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежсова убийственный позор
Не, видя, слез, не внемля стана
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственно и лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Читаешь и чувствуешь, что все увиденное — все это пережито поэтом, прошло через него душа. И ликующий голос поэта в первой части стихотворение переходит в резкое, гневное обличение во второй его части. И уже не читаешь, слышишь интонационные ноты звучания его.
Картина деревенской жизни навевает поэта на глубокие раздумья: на фоне этого деревенского уединения, настоящей поэзии сельского быта, поэт хотел бы видеть иную жизнь. «Пустынный уголок» дорог поэту как «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Он видит здесь:
…Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада…
Свои гражданские чувства высказывает поэт и в дружеском послании «К Чаадаеву». Особенно тепло и задушевно звучат слова послания, потому что написаны они в форме глубоко личного признания:
…Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!…