Тема утраченных иллюзий в пьесе Островского “Бесприданница

“Бесприданница”- драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр. Здесь уже нет абсолютного противостояния героини и среды. Человеческая талантливость Ларисы, ее стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость – все, что идет от ее богато одаренной натуры, приподнято поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы – результат того, что ее чистые, наивные представления о жизни ошибочны, нереальны.

Сначала кажется, что Паратова Лариса полюбила не безотчетно, по ее словам: “Сергей Сергеич: это идеал мужчины”, но это не так. Между тем мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии – споре, торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать

Свой актуальный отбор. Полностью погружен в свои торговые расчеты Кнуров, совершенно по-купечески торгуется он с Вожеватовым более того в вопросах, касающихся личной жизни. Понятие выгоды и материального расчета руководит более того матерью Ларисы – Харитой Игнатьевной Огудаловой. И Паратов в этом месте не только не изъятие, но, как выясняется,- самый зверский и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев коротко замечает: “Сердца нет, оттого он так и смел”. И в данном случае он прав, тот самый персонаж, который в целом, конечно, не может считаться выразителем авторских оценок. Вообще в этой пьесе нет такого героя, зато чуть ли не любой из действующих лиц в тот или другой момент верно оценивает и ситуацию, и людей, в ней участвующих. Быть может, “Бесприданница”и выделяется каким-то новым художественным качеством среди пьес Островского как раз потому, что буквально все действующие лица в ней очерчены только с обычной для Островского определенностью нравственной оценки. Безупречно найденное равновесие между этой авторской оценкой, с одной стороны, и объемностью характеров, индивидуальной сложностью персонажей – с другой, необычайно для Островского. Сложность героев – будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего рисунка его поведения, как у Паратова, – вот что требует избранного Островским жанрового решения – формы психологической драмы.

Репутация Паратова – большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец. И все эти краски и жесты Островский ему оставляет, но, с...

другой стороны, он тонко и как бы между прочим копит штрих и реплики, готовящие выяснение истинного лица этого героя. В первой же сцене его появления зритель слышит признание: “Что такое жалость, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. И вдогонку за этим мы узнаем, что продает Паратов не только “Ласточку”Вожеватову, но и себя самого невесте с золотыми приисками. В конечном итоге тонко компрометирует Паратова и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед – это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница оказывается в суммах, которые любой из героев может уплатить.

Таким образом, средством психологических характеристик у автора оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах, но преимущественно их действия и бытовой, а не аналитический диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе действия. А лишь постепенно раскрывается перед зрителем. Даже о Ларисе можно высказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает решение стать “очень дорогой вещью”. И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В тот самый момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.

Мощный финал драмы – смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение – поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано Островским с безупречной психологической точностью. Она смягчена и успокоена, она всех прощает, потому что счастлива: наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства – безрассудный, самоубийственный, нерасчетливый поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки высказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает решение стать “очень дорогой вещью”. И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В тот самый
момент она как бы воз
вращается к естественной красоте своей натуры.

Мощный финал драмы – смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение – поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано Островским с безупречной психологической точностью. Она смягчена и успокоена, она всех прощает, потому что счастлива: наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства – безрассудный, самоубийственный, нерасчетливый поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Тема утраченных иллюзий в пьесе Островского “Бесприданница
?