Тема творчества в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”

В самом начале романа “Мастер и Маргарита” Булгаков знакомит нас с двумя героями, представителями “пишущей братии”. Один из них является председателем правления крупнейшей московской литературной ассоциации, редактором “толстого художественного журнала”. Другой – поэтом, печатающимся в этом журнале.

С первых же страниц своего произведения Булгаков не скрывает иронии по отношению к Михаилу Александровичу Берлиозу: “…и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, – поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного…”.

Налицо “однобокое” образование этого человека. Накопленная им информация никак не расширила его кругозор. Это еще допустимо в обыденной жизни, но в сфере литературы… А каков руководитель, такова и организация. И мы сразу же можем представить себе уровень журнала, редактором которого является Берлиоз. Недаром в дальнейшем именно МАССОЛИТ будет главным гонителем гения, написавшего высокохудожественный шедевр, посвященный Понтию Пилату.

Таким образом, Булгаков с самых первых страниц романа медленно подводит нас к одному из главных конфликтов произведения: проблеме истинного и ложного творчества. Для автора эта проблема была особо болезненна, и не случайно многие литературоведы угадывают под маской Мастера самого Булгакова.

Для раскрытия темы творчества автор показывает нам членов МАССОЛИТа, жалких графоманов, заботящихся только лишь о набивании своего желудка. Страшна силой своей сатиры и злободневности глава “Было дело в Грибоедове”! Большое место в ней отводится описанию ресторана, находящегося на нижнем этаже здания МАССОЛИТа: “…помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки. А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках?” Вот она, главная достопримечательность “храма культуры”!

Символичен также образ “румяногубого гиганта, золотистоволосого, пышнощекого” Амвросия-поэта. Можно считать его живым воплощением всего литературного общества Москвы. И подобные люди должны владеть умами целых поколений! И уже не смешна нам булгаковская сатира. От нее становится страшно и горько.

Но вот на страницах произведения появляется Мастер. Это истинный творец, настоящий художник. И, к сожалению, вполне естественно, что он...

не может выжить в подобном обществе. Мастер пишет роман о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и о бродячем философе Иешуа Га-Ноцри. Но это роман и о страхе, трусости и следующей за ней страшной смерти невинного человека, об ужасных муках совести и вечном проклятии…

Это произведение выходит в свет, но массолитовские бездарности не могут оценить его по достоинству. Эти обласканные властью халтурщики способны лишь накинуться на гения всей стаей, как шакалы. Они загоняют Мастера в угол, “забивают” его своей необоснованной критикой, доводят до сумасшествия. Вот судьба настоящего художника!

Но, видимо, не все гонители Мастера были настолько бездарны, что не смогли оценить настоящий шедевр: “Мне все казалось, – и я не мог от этого отделаться, – что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим”. Боязнь лишится своего теплого, насиженного места не дает им сказать правду.

Тонкая душа художника не может выдержать подобную ложь и несправедливость. Он бежит от этой жестокой жизни, перед этим пытаясь сжечь свой уже ненавистный роман. Но “рукописи не горят”! И в этой фразе очень четко выражается позиция Булгакова по отношению к творчеству. Он говорит об огромной ответственности, ложащейся на плечи каждого, кто собирается привнести в мир что-то новое путем печатного слова. Ведь ложь, глупость, жестокость, непорядочность, откровенная халтура рано или поздно наказываются. Есть высшие силы, которые видят все и каждому воздадут по его деяниям. Истинное творчество получило свою награду. Мастер и его возлюбленная заслужили покой: “Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя”. Действительно, что может быть нужно подлинному художнику так, как свобода.

И вот в конце романа сгорает Грибоедов, этот рассадник бездарностей и завистников. Здание охвачено очищающим огнем, в котором исчезает все, написанное представителями МАССОЛИТа. Естественно, построится новое здание, в котором будут находить себе прибежище все те же пороки “псевдотворцов”, но на какое-то время мир станет чуть чище. У истинных талантов есть немного времени, чтобы вздохнуть свободно.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Тема творчества в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”
?