Сюжетное построение пьесы вишневый сад

Своеобразие сюжетного построения пьесы Чехова “Вишневый сад”

Чехов писал печальные книги для веселых людей.

“Вишневый сад” – удивительное произведение русской литературы. Его создавал смертельно больной автор, сознающий близость своего ухода. Он говорил миру: “Прости. ” Это настроение отзывалось в финальных репликах его героев: “. прощай. Прощай!”

В своей последней пьесе Чехов обратился к сюжету, уже разработанному им в незаконченной юношеской пьесе “Безотцовщина”. “Тю-тю имение!” – легкомысленно произносит Анна Петровна Войницева, когда узнает о его продаже на торгах.

Поэтическое эхо первой пьесы отозвалось в “Вишневом саде”. Внешний сюжет пьесы – продажа с аукциона имения, “прекраснее которого нет на свете” (Лопахин).

В дочеховской драме герои сопротивлялись обстоятельствам, отстаивали свои позиции, и это составляло главную пружину в движении драматического действия.

Иной сюжетный рисунок мы видим у Чехова. О продаже имения 22 августа герои говорят уже в первом акте. Завязка обозначена, но развитие действия отсутствует. Предлагаются различные пути разрешения проблемы. Один – прагматический: “. снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад. “, а землю сдать в аренду дачникам. Этот практический “выход”, предложенный Лопахиным, сразу же отвергается как пошлый. Другой вариант спасения имеет иллюзорный характер. Он изложен Гаевым и кажется беспечным самоутешением.

Во втором действии сюжетная коллизия будущих торгов как бы замедляется. О судьбе вишневого сада, кажется, помнит один Лопахин, который призывает и уговаривает Раневскую: “Надо окончательно решить, – время не ждет. <. > Согласны вы отдать землю под дачи или нет? Ответьте одно слово: да или нет? Только одно слово!” Но его никто не слышит или не хочет слышать. Сюжет не развивается как действие персонажей. Действующие лица в пьесе Чехова главным образом “философствуют”. И все же мы ощущаем драматическую напряженность того, что не происходит. Событие нависает, подобно грозовой туче. Ожидание того, что должно уже совсем скоро случиться, становится внутренним (психологическим) двигателем сюжета.

Гроза разразилась в третьем действии, но за сценой. Аукцион происходит в городе. В имении Гаева в это же время – “было некстати”. Это кульминационное действие в развитии сюжета. Вишневый сад продан, его новый хозяин – Ермолай Лопахин. И в этой сцене мы не увидим открытой борьбы или хотя бы несогласия между персонажами. Гаев машет рукой в ответ на вопросы сестры, плачет, но, услышав стук шаров в бильярдной, мгновенно успокаивается. Варя бросает связку ключей. Раневская плачет, а Аня ее утешает: “. вишневый сад продан, его уже нет, это...

правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди. <. > Мы насадим новый сад, роскошнее этого. ” Кульминация внешнего действия совпадает с развязкой.

В четвертом действии герои прощаются с домом, забывая в суете старого слугу Фирса. И этот финал можно рассматривать как кульминацию в развитии психологического сюжета непонимания людьми друг друга и их бесконечного одиночества в мире. “Забыли” способ сушения вишни (первое действие) – забыли человеческую душу (четвертое действие). А значит, что-то потеряли, не успели совершить. Но ведь “время не ждет”, не раз повторял Лопахин. И с ним трудно не согласиться. Герои Чехова оказываются конфликтны времени, которое они безжалостно теряют или проматывают, как и свой дом.

Обращает на себя внимание еще одна особенность сюжетного построения чеховской пьесы. Сюжет продажи имения строится на постоянной перекличке с микросюжетами, которые отражаются в нем и придают пьесе полифоническое звучание.

В I действии из реплики Ани мы узнаем, что Раневская “дачу свою около Ментоны. уже продала, у нее ничего не осталось, ничего”. Во II действии сама Раневская уточняет эту ситуацию из своего недавнего прошлого: “. дачу продали за долги”. Повторение этого печального “опыта” ожидает героиню и в недалеком будущем. Собственно, им предвосхищается кульминация третьего действия.

Можно обнаружить еще одну сюжетную параллель. В III действии в момент ожидания известий из города в усадьбе Гаева бездомная Шарлотта показывает фокусы. Они нелепы, но в то же время и трагичны. В них просвечивает угрожающее всем предупреждение – роковой аукцион! После фокуса с пледом Шарлотта кричит: “Конец!” – и убегает, сделав реверанс. Раневская в отчаянии вторит: “Ведь уже все кончено там, имение продано. ” Так перекликаются большой и малый аукционы, рифмуются сюжет и микросюжет. Фокусы Шарлотты параллельны тем фокусам, которые творят с героями “Вишневого сада” жизнь. Как будто падает тень: от бездомной Шарлотты к бывшим хозяевам вишневого сада, которые, в сущности, тоже бездомны.

С внешним сюжетом о продаже имения перекликается микросюжет о заложенном под проценты имении Симеонова-Пищика. Он имеет в пьесе счастливую развязку: появились англичане, “нашли в земле какую-то белую глину” и. имение спасено. Но счастлив ли этот персонаж, которому улыбнулась фортуна? Отнюдь. В прощальном монологе он произносит: “. всему на этом свете бывает конец. “

Есть неуловимо уходящее время, в ход которого включены все. И все происходящее с нами надо принимать мудро и с юмором. Об этом говорит вам Чехов в своей прощальной комедии о вечном круговороте жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Сюжетное построение пьесы вишневый сад
?