Своеобразие творчества Гумилева

Лирический герой Гумилева — первооткрыватель, путешествен­ник, стремящийся уйти от пошлой обыденщины в экзотический мир Индии, Китая, неизведанных стран Африки. Поэт любуется окружающей природой, он создает поэтические образы «изящно­го жирафа», злой и коварной гиены, разъяренного носорога. Но мир Гумилева не символически отвлеченный, а предметный и ося­заемый. Особенностью мироощущения поэта являются романтика и героизм, которые ярко выявились и в сборнике «Романтические цветы» (1908), посвященном будущей жене Анне Горенко (Ахма­товой).

В этих сборниках отразилась мечта и впечатления поэта от путешествий в Африку, которая представлялась Гумилеву земным воплощением универсального мироздания, Божьим садом. Здесь гармонично сосуществуют язычество, христианство, мусульман­ство («Мик», «Ягуар», «Дагомея»). Но Африка — это единство гар­монии и трагедии, которая часто определяется не только необуз­данной природой, но и людьми.

Программным стихотворением раннего творчества Н. Гумилева можно считать стихи из цикла «Капитаны» (сб. «Жемчуга»):
На полярных морях и на южных
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых

скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель.
Разве трусам даны эти руки,
Этот острый уверенный взгляд,
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат.

Здесь воспевается смелость, отвага, бесстрашие, стремление к неисследованному как достойные черты настоящего героя. В дореволюционном творчестве, как и в жизни, Н. Гумилев реализо­вал три ипостаси его представления о достойной личности — отважного путешественника, доблестного воина и любящего ры­царя. Жизненное кредо Гумилева более позднего периода выраже­но в стихотворении «Фра Беато Анджелико»:
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

Послеоктябрьское творчество Н. Гумилева характеризуется мотивами памяти, творчества, любви. В сборник «Огненный столп» (1921) (название восходит к Библии) вошли произведе­ния, созданные в период с 1918 по 1921 год. Они наполнены фило­софским смыслом, проникновением в тайны Слова, творчест­ва, мыслями о трагичности земного пути и посмертном сущест­вовании в иных пространствах и временах («Память», «Шестое чувство», «Душа и тело», «Звездный ужас»). До конца не разга­данным остается стихотворение «Заблудившийся трамвай». Ско­рее всего, образ заблудившегося трамвая — это символ сложной и неоднонаправленной жизни вообще и судьбы поэта в частно­сти. Поэт вскакивает в трамвай, который должен бы идти по накатанным рельсам. Но трамвай-жизнь движется сквозь време­на и пространства, он «заблудился в бездне времен». Отражени­ем вех реальной биографии поэта становятся Нева, Сена, Нил. Явна и аллюзия на современность, в которой палач в красной рубахе срезает головы, как капустные кочаны. Поэт предвидит и свою трагическую участь: «Голову срезал палач и мне / Она ле­жала вместе с другими». История и современность причудливо пересекаются, время пугачевское и послереволюционное схо­дятся в некой точке переулка с домом в три окна и дощатым забором, где жила Машенька (вероятно, пушкинская капитан­ская дочка), и где герой просит остановить вагон, пока не произошла трагедия. Пришедшее понимание, что свобода и судь­ба — «только оттуда бьющий свет», как озарение, возвращает в Петроград с Медным всадником и Исаакиевским собором — твердынями государственной власти и православия. Но и в ре­альном мире «трудно дышать, и больно жить».

Н. Гумилев не оставался неизменным в поэтике. От романти­ческой предметности раннего творчества он пришел к образно-­символическому отражению сложного мира в поздних стихах.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Своеобразие творчества Гумилева