Своеобразие драматургии Островского


Большинство выдающихся русских писателей, которые впервые выступили в литературе в 1840-е годы, обращались преимущественно к эпосу или лирике. Некоторые из них иногда пробовали силы также и в драматургии. Единственным писателем среди них, который посвятил себя драматическому творчеству, был Александр Николаевич Островский (1823-1886). За сорок лет деятельности в области драматургического искусства он написал около 50 пьес разных жанров и стал создателем большого и высокохудожественного репертуара национального театра. За исключением нескольких исторических пьес, написанных драматургом в 1860-е годы, все это были социально-бытовые пьесы, преимущественно комедии из купеческой, а также дворянской и чиновничьей жизни.

1. Идейно-художественное развитие Островского в 1840-е годы и его первая комедия

В предреформенные десятилетия Москва, где жил Островский, отличалась от официального и делового Петербурга патриархальностью дворянской и купеческой жизни. По роду службы отца, а затем и своей собственной службы в канцелярии “совестного”, позднее “коммерческого” суда (свыше семи лет, до 1851г.) начинаю – I щнй комедиограф мог хорошо разглядеть, что скрывалось под бытовой патриархальностью купцов, мещан, чиновников. Перед ним обнаруживались “тайны” их семейной и имущественной жизни, обычно скрытые от постороннего взгляда, – обманы,

спекуляции, хищения в торговле, вымогательства и взятки в канцеляриях, жестокость и деспотизм в домашнем быту и т. д.

Для выяснения идейных взглядов Островского в этот период большое значение имеет дневник, отражавший его путевые впечатления во время семейного переезда в приобретенное отцом имение Щелыково весной 1848 г. В этом дневнике нашел ясное выражение незрелый, стихийный демократизм писателя, проявлявшийся в восприятии природы родной страны, труда, быта и искусства ее народа. А вместе с тем в нем сказалось и сочувствие Островского всему национально-самобытному, патриархальному

1 Под “стихийным демократизмом” разумеется мировоззрение, основанное на глубоком сочувствии к угнетенным слоям общества и на враждебности к слоям привилегированным, но не отличающееся принципиальностью в осмыслении сущности социальных антагонизмов и перспектив развития общества. Писатели, не обладающие такой принципиальностью, обнаруживали обычно неустойчивость в своих политических позициях. нравственно-бытовому складу русской жизни. Красота природы, средней полосы России и северного Поволжья, лучшие черты национального характера ямщиков, хозяев постоялых дворов, бурлаков с их песнями, их физическое здоровье и красота, душевная простота и неиспорченность, расторопность и сметка – все это восхищает Островского, вызывает у него национально-романтические переживания.

Выходец из зажиточной семьи разночинца, “ходатая по делам”, молодой Островский на протяжении 1840-х годов идейно и творчески развивался довольно медленно. От первой его повестушки “Как квартальный надзиратель пускался в пляс” (1843) до первых набросков “Банкрота” (“Свои люди – сочтемся”) прошло три года, а до первых публичных чтений этой большой комедии в начале 1849 г. – целых шесть лет. Но в 1847 г. Островский напечатал без подписи небольшую комедию “Картина семейного счастья” и небольшую повесть “Записки замоскворецкого жителя”, и это можно считать началом его творческого пути.

Островский не был непосредственным деятелем петербургской “натуральной школы” 1840-х годов, возглавляемой Белинским. Он не печатался ни в программных сборниках “школы”, ни в “Современнике”. Его первая большая комедия “Свои люди – сочтемся” была напечатана почти через два года после смерти Белинского. И тем не менее уже в первых произведениях драматург по-своему откликался на программные требования передового литературного движения того времени. Если новым творческим словом писателей, выступавших под знаменем Гоголя, был жанр “физиологического очерка”, то об Островском можно сказать, что он явился создателем новой русской комедии – “очерковой” по композиции и “физиологической” по стилю. Он выступил прежде всего с драматургической “физиологией” купеческой Москвы. При этом он явился писателем с уже сложившейся системой приемов комедийного изображения жизни, вполне соответствующей его содержанию. И далее Островский развивал эту систему.

Но для того чтобы все это как-то понять и оценить, нужны были определенные взгляды на общественную жизнь. В 1840-е годы в Москве оформлялась доктрина славянофильства, в “Москвитянине” печатались статьи Хомякова и Киреевских, К. Аксакова и Самарина, происходили их идейные столкновения с представителями передового движения, возглавленного Герценом и Грановским.

Все это могло оказать большое влияние и на молодого Островского. Но он не обнаружил тогда склонности к отвлеченным идеологическим проблемам. Закончив в 1840 г. гимназию, он два года состоял студентом юридического факультета Московского университета, слушал лекции Крюкова, Редкина, Грановского. И все же в те годы, когда Островский складывался как художник, у него не было сколько-нибудь серьезных интересов к идеям боровшихся тогда течений. Такие увлечения возникали у него позднее, но никогда не были устойчивыми. Недаром именно по отношению к Островскому Добролюбов указал на различие “миросозерцания” писателя и его “теоретических соображений”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Своеобразие драматургии Островского
?