Стендаль французский реализм


Выдающийся писатель Анри Мари Белль, известный больше под псевдонимом Фредерик Стендаль (1783-1842), считается основоположником французского реализма. Именно с ним связывают перемещение “центра эстетичного веса” в литературе XIX столетия от романтизма до реализма. В чем же заключается художественное новаторство Стендаля? Он смело пошел против течения: тогда, в первой половине XIX столетие, романтизм отмечал свою победу над классицизмом. Конечно, слово “победа” здесь употреблено условно, ведь классическое произведения воспринимаются и сегодня. Но романтизм определял тогда художественное лицо эпохи, именно его принципы “необыкновенный (чрезвычайный) герой в необыкновенных (чрезвычайных) обстоятельствах” – властвовали тогда. В моде были таинственные, нереальные герои, некогда никем не виданные

пейзажи и люди и т. п. И вдруг, реальное описание реальной жизни, протекание действия даже не в Париже, а в провинции. Разве это литература, искусство? Но гений, поэтому и гений, который умеет плыть против и течения.

Стендаль довел, что и описание реальной повседневной жизни, настоящих человеческих чувств можно поднять к уровню искусства. Сейчас это не нуждается в доказательствах, а тогда было безусловным новаторством, тем более, что писатель положил в основу своего творческого метода почти математические

Способы анализа таких “нематематических” понятий, как человеческие ум и душа. За Стендалем, писатель – не отшельник, а “историк и политик” в том смысле, который по его произведениям можно изучать историю человека и общества на определенном этапе ее развития. Одно из лозунгов Стендаля – писатель должен переводить “язык страстей на язык математики”, подчиняясь “железным законам реального мира”. Именно поэтому в произведениях Стендаля находим историзм в подходе к личности (Жульен Сорель – ни и именно своих пор, если бы он жил, скажем, за Наполеона – это его судьба и сложилась бы иначе, так как каждое время имеет свои законы). Именно поэтому подзаголовок к роману “Красное и черное” – “Хроника XIX столетия” – воображаются мотивированным. Именно поэтому по произведениям Бальзака, который относительно реалистической манеры изображения жизни пошел путем Стендаля, Марксу, как он сам сознался, изучать историю и… экономику. Франции было лучше, чем за научными историческими и экономическими роботами, а сам Бальзак называл себя “доктором обществоведческих наук”.

И нельзя сказать, что в произведениях Стендаля не осталось и следов романтизма. Вспомним то самое “Красное и черное”: по романтическому горящие глаза Жульена Сореля; по романтическому фатальная месть (“аббатик ” стреляет в свою бывшую любовницу не где-нибудь, а именно в Божьем храме); по романтическому обставленное погребение Матильдою где ля Моль подрезанной головы своего любовника. Ведь взаимоотношения Стендаля и романтизма нельзя упрощать: говаривал писатель, полностью отверг принципы романтизма, принял сугубо реалистические основы творчества совмещения элементов этих ведущих направлений искусства XIX столетие, особенности индивидуального стиля (в частности те, о которых упоминалось ранее) и представляют суть художественно-эстетичного явления, которое в литературоведении получило название “реализм Стендаля”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Стендаль французский реализм
?