Сравнительный анализ произведений Есенина «Мир таинственный, мир мой древний» и Высоцкого «Охота на волков»

Для сравнительного анализа представлены два лирических произведения: С. А. Есенин «Мир таинственный, мир мой древний»(1921) и В. С. Высоцкий «Охота на волков»(70-е годы 20 века). Оба автора — выдающиеся русские поэты, творчество которых входит в «золотой фонд» русской литературы 20 века. Их произведения полны глубокого смысла, метафоричны, философски наполнены. Оба творили в непростые для России периоды ее истории.

Начало 20 века было ознаменовано коренными изменениями в политической, экономической и духовной жизни нашего народа. В этот период

истории творчество С. А. Есенина не вписывалось в идеологические рамки, определяемые для пролетарской литературы, и он считался реакционным поэтом.

После смерти Сергея Александровича его творчество было официально запрещено, и чтение стихотворений могло привести к серьезным последствиям — осуждению на долгие годы тюремного заключения за «антисоветскую деятельность». В этом они похожи с В. С. Высоцким, творчество которого так же не признавалось официальной властью при его жизни, считалось диссидентским. Но, в отличие от поэзии Есенина, за чтение стихотворений и прослушивание песен Владимира Семеновича в

тюрьму не сажали.

Высоцкий творил в годы, получившие впоследствии название «застоя», когда любая мысль, не подчиненная «решениям партии и правительства», не одобренные ими, считалась крамольной.

Оба стихотворения можно отнести к лиро-эпическому роду, поскольку в них есть сюжетные сцены охоты на волков. Эти произведения ближе всего к балладам, т. к. они «выхватывают» из жизни сцены, не объясняя предысторию происходящего, обладают сюжетом.

Оба стихотворения посвящены охоте на волков.

Волк — свободолюбивое, вольное животное, которое живет по своим строгим законам, оно общественное, т. к. большую часть года живет стаями со своей социальной иерархией. Приручить этого зверя очень трудно, он привязывается только к конкретному человеку, тому, которого выбирает сам. Похожий на собаку, он коренным образом отличатся по своим внутренним качествам. Многие годы этот зверь был героем фольклорных произведений, в которых изображался только в отрицательном качестве, т. к. для человека и его скота представлял серьезную угрозу.

Я не случайно так много внимания уделила этим животным — без осознания их характера будет очень сложно понять, почему великие поэты обратились к образу волков.

Волк и у С. А. Есенина, и у В. С. Высоцкого — это символ свободы. Вот только свобода эта разная. У С. А. Есенина противопоставлены человек и волк как символы, соответственно, цивилизации и естественной природы. У В. С. Высоцкого же волк — символ внутренней свободы человека, его естественности. Человек и волк не противопоставляются, они становятся одним целым. Не случайно два образа — человек и волк — сливаются в один.

В первой строфе стихотворения С. А. Есенина мы чувствуем агрессивное противостояние природы и человека (« …сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе» (1.3; 1.4). Метафора Есенина указывает на насилие над природой. Это же насилие просматривается и в третьей строфе («Телеграфными столбами давясь» (3.4). Сбой ритма говорит о дисгармонии в отношении человека (цивилизации) и природы. Тревожная, звенящая тишина, которая предстает во второй строфе («Так испуганно в снежную выбель заметалась звенящая жуть»), подчеркивается аллитерацией, сочетанием согласных «с», «п», «ж», «з» (2.1; 2.2). Такая тишина обычно не предвещает ничего хорошего, это настороженная тишина, предвестник беды. Но в строках 2.3 и 2.4 лирический герой Есенина уже готов к борьбе, он не собирается прятаться, а выходит навстречу «черной гибели».

У В. С. Высоцкого с первой же строфы читатель попадает в стремительно развивающийся сюжет («Обложили меня, обложили,Гонят весело на номера» (1.3; 1.4) Охота показана глазами волка. Словосочетание «гонят весело» (1.4) рассказывает об отношении охотников к происходящему. Они уверены в своем превосходстве. Т. к. клыки не могут противостоять пулям, охотники предчувствуют забаву: они устроили засаду («на номера» (1.4) и теперь только ждут, когда загонщики с собаками подведут зверя под выстрел. Их веселье отмечено в перифразе «кувыркаются» (2.3), веселая забава для людей, а для зверя это смерть. Спокойствие и деловитость охотников просматривается и в метафоре «хлопочут двустволки» (2.1), ведь хлопотать — что-то спокойно и уверенно делать.

Напряжение сюжета поэт задает с первой же строки стихотворения «Рвусь из сил и из всех сухожилий». Третья строфа стихотворения, которая переходит на другой ритм (строка удлиняется, ритм становится более четким), рисует читателю сцену самой охоты: «Кричат загонщики, и лают псы до рвоты. Кровь на снегу и пятна красные флажков». Эту охоту читатель воспринимает еще в прямом значении — охота на зверя.

У Есенина в третьей строфе возникают символы природы (в образе волка) и цивилизации (в образе города)(3.1), а жаргонизмы «падаль и мразь» (3.2), имеющие явно негативную окраску, показывают пренебрежительное отношение цивилизации к природе.

Четвертая строфа стихотворения С. А. Есенина говорит о том, что природа не собирается сдавать своих позиций («Жилист мускул», «Ведь нам не впервые И расшатываться и пропадать» (4.1; 4.2; 4.3), антитеза («легка ей чугунная гать» (4.2) подчеркивает умение природы противостоять невзгодам.

Четвертая строфа стихотворения В. С. Высоцкого опять подчеркивает несправедливость происходящего («Не на равных играют с волками» (4.1), т. к. «играть» — обозначает веселую забаву. Люди играют жизнью и смертью животных, но неизвестно, что будет, если волк встретится с человеком на равных.

Об этом идет речь в шестой строфе стихотворения С. А. Есенина («Вдруг прыжок…и двуногого недруга Раздирают на части клыки (6.3; 6.4). Природа тоже может постоять за себя.

А у В. С. Высоцкого в пятой строфе лирический герой — волк — постепенно становится похожим на человека. Если учесть, в какое время жил и писал поэт, то красные флажки, которыми охотники ограждают волчью стаю, приобретают символическое значение идеологических ограничений, навязанных режимом. Тогда перед нами не просто лесной зверь, а человек, который, как и волк, должен быть свободным. Только волку нужна свобода физическая, а человеку — духовная.

В свете этих рассуждений шестая строфа, являясь композиционным стыком, приобретает совсем другое значение: серые матерые хищники — люди, которые сами свободны внутренне, а щенки — те, кто эту свободу ищет, кто идет к ней вопреки приказам. Поэтому охота идет не на зверей, а на людей, которые, как и волки для стада, опасны для режима, т. к. они «уничтожают» скот — заставляют людей, бездумно принимающих абсурдные правила, задуматься над происходящим. Волк — символ свободного человека, а охотники — того, что уничтожает эту свободу. Совершенно другую смысловую и эмоциональную окраску получает и третья строка шестой строфы: «Кричат загонщики и лают псы до рвоты» (6.3).

Собаки по своей биологической природе похожи на волков, но они бездумно преданы человеку. Псы из стихотворения В. С. Высоцкого помогают людям уничтожать своих родственников. Согласитесь, что ассоциации с силовыми структурами государства весьма прозрачны. Преданные государству, они готовы порвать даже своих родственников, чтобы доказать свою преданность.

Возвращаясь к пятой строфе стихотворения «Охота на волков», читатель может предположить, что «нельзя за флажки» (5.4) — это воспитание в том обществе, которое согласно уничтожить своих граждан за инакомыслие и свободолюбие.

Вот поэтому вопрос лирического героя-волка («Почему же… Мы затравлено мчимся на выстрел И не пробуем через флажки?»(7.3; 7,4)трансформируется в вопрос: почему мы согласны погибнуть, но не перешагнуть те запреты и ограничения, которые нам навязали, ведь это всего лишь «флажки»?

С. А. Есенин в седьмой строфе соотносит себя со зверем(7.3; 7.4), эпитет «железные враги» говорит о том, что цивилизация может отнять свободу у человека. Железо — материал, созданный человеком, в природе в чистом виде не встречающийся. Поэтому поэт, часть самобытной природы, сталкивается с цивилизацией во всех ее проявлениях — не только в плане физическом, но в плане духовном. Он, как и его лирический герой, готов к противостоянию с цивилизацией, т. к. лирический герой С. А. Есенина является выразителем дум и настроений самого поэта. Поэтому его «последний, смертельный прыжок» (8.4) так же грозен, как прыжок лесного зверя, встретившегося с человеком на равных.

У В. С. Высоцкого восьмую и десятую строфу можно воспринимать как кульминацию событий: безысходность и предопределенность выражается словами «Вот кончается время мое» (8.2), «Тот, которому я предназначен» (8.3). Лирический герой видит своего палача, видит его отношение к происходящему. Охотник уверен в своем превосходстве, он предчувствует победу над свободным зверем. Это знают и человек и волк, вот почему охотник улыбается — «Улыбнулся и поднял ружье» (8.4).

Девятая строфа «Охоты на волков», являясь композиционным стыком (3 — 6 — 9) усиливает трагизм ситуации, читатель готов к тому, что лирический герой погибнет от рук охотника. Но уже первая строка десятой строфы («Я из повиновения вышел»(9.1) показывает неожиданную для всех развязку («За флажки — жажда жизни сильней!» (10.2). Здесь жизнь — это не столько физическое, сколько духовное существование. Для поэта духовная смерть равнозначна смерти физической, поэтому он готов нарушить все правила («И всосали — «Нельзя за флажки»(5.4), чтобы сохранить жизнь.

У С. А. Есенина тоже прослеживается мотив торжества природы. В девятой строфе он обращается к древним верованиям славян, которые не совсем еще ушли из жизни народа,

который живет в деревнях «…песню отмщения…Пропоют мне на том берегу»(9.3; 9.4). Древние славяне верили, что граница между миром живых и мертвых проходит по берегам рек. Поэтому «тот берег» — это образ иной, лучшей жизни, в которой природа и человек не будут противостоять друг другу. Возвращаясь в девятой строфе к созданному им неологизму «выбель» — первый снег, который выбеливает землю, поэт как бы закольцовывает свое произведение, показывая еще раз свою близость к естественной природе (2.1 — 9.1)

У В. С. Высоцкого предопределенность поведения человека в несвободном обществе и волка в окружении флажков (8.1; 8.2) нарушается неожиданным поступком: «за флажки».

Одиннадцатая строфа у В. С. Высоцкого возвращает к началу произведения, получается закольцовка, как и у С. А Есенина. Но В «Охоте» четвертая строка изменяет положение лирического героя -« остались ни с чем егеря» (11.4). Однако настроение стихотворения не изменяется, т. к. остальные волки (свободные люди) еще остаются в кольце флажков (идеологических ограничений). Они не могут последовать примеру лирического героя и потому обречены на гибель (12.1 — 12.4)

Как видим, оба стихотворения выражают протест. Но если у С. А. Есенина — это протест против насилия цивилизации над природой, то у В. С. Высоцкого этот протест направлен против подавления свободы личности в тоталитарном обществе.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Сравнительный анализ произведений Есенина «Мир таинственный, мир мой древний» и Высоцкого «Охота на волков»