“Сравнение Маяковского и Еесенина” сочинение


Одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны можно назвать время перелома в первой половине 20 века. Годы были страшными и жестокими, многие люди пострадали в это время. Но данный период явил на свет также большое количество талантливейших писателей и поэтов. Многие из них были истинными патриотами, не мыслящими свою жизнь без родной страны. Безусловно, все происходящее на Родине не могло не отразиться в литературе того времени.

Особенно ярко тема Родины раскрывается в творчестве таких поэтов, как А. А. Блок и С. А. Есенин. Оба эти поэты считали Россию главной темой своих стихотворений.

Тема Родины – важнейшая тема поэзии Блока. На одном из выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. “Это все – о России”, – ответил Блок.

Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта – чувство безоглядной любви. “Как и жить и плакать без тебя” – восклицает лирический герой в стихотворении “Осенняя воля” (1905 г.) В этом названии отразилось восприятие Блоком России: любимая страна ассоциируется у поэта, прежде всего, с волей, вольностью (“необъятные дали”, “путь, открытый взорам”).

Однако наиболее полно и глубоко эта тема воплощена в цикле “Родина”. Этот цикл можно со всей уверенностью назвать вершиной

“трилогии вочеловечивания”. В “Родине” ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны. Особенно значимым в этом отношении является цикл “На поле Куликовом”.

Куликовская битва в восприятии поэта – символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому в стихотворениях этого цикла можно заметить часто встречающиеся слова с семантикой возврата, повтора: “За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…”; “Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли”; “Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла…” и так далее. Тем самым Блок хотел показать, насколько исторические события связаны с современностью.

Для лирического героя Родина – его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее “тайну”, познать и понять, а, значит, помочь. Герой приходит к выводу, что основа Руси – ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной – нужно быть рядом с народом (“Русь”):

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины…

Так – я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

В поэзии Сергея Есенина сложился несколько другой образ Родины. Уроженец села, ранний Есенин воспринимал отчизну, прежде всего, в образе родной природы, “рязанских раздолий”, “хат, в ризах образа”. Мы видим, что в лирике Есенина образ Родины тесно связан с христианскими мотивами:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою!”

Но в дореволюционном творчестве Есенина Русь – это еще и нищая, многострадальная страна, “черная, потом пропахшая выть”, брошенный край, “пустырь”.

В послеоктябрьской лирике Есенина одной из центральных тем становится революция. Первоначально поэт принял это событие. Он считал, что цель революции – установить на земле христианский рай. В связи с этим Россия воспринималась Есениным как богоизбранная, духовная страна. Поэтому в поэзии этого времени возникает библейская тематика и символика:

Небо как колокол,

Мать моя – родина,

Это явно перекликается с творчеством Блока, который также связывал образ России с темой Бога, святости. Вспомним, хотя бы, его поэму “Двенадцать”.

Но уже в 1920 – 1923 годах Есенин разочаровывается в революции. В его лирике появляются пессимистические мотивы смерти, разрушения, краха надежд. Все больше поэт горюет об исчезновении столь любимой и знакомой ему деревни, наступлении века “железного коня”, дьявольского начала. Особенно четко это проявилось в стихотворении “Мир таинственный, мир мой древний…”. Здесь мы также видим перекличку с лирикой Блока, особенно с его циклом “Страшный мир”. В нем Блок воплотил одну из сторон своей отчизны – “страшный мир” города, разрушающего и уничтожающего человека.

В финале жизни и Есенин, и Блок довольно оптимистично смотрят на перспективы развития России, на ее будущее. Блок выражает надежду на то, что Россия пройдет сквозь все испытания, закалится и станет, наконец, счастливой. Есенин же принимает советское настоящее его любимой Руси, печалясь лишь о том, что он не смог найти себя в новой жизни и остается с “Русью уходящей”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение “Сравнение Маяковского и Еесенина” сочинение
?