Сочинение по картине Левитана «Мостик. Саввинская слобода»
Шедевр Левитана Мостик. Саввинская слобода (1884, Государственная Третьяковская галерея, Москва) — проявление его способности в изображении самого непритязательного мотива передать драгоценное чувство единства и гармонии природы, радость ее весеннего обновления.
Цветовое решение этой работы, построенное на сочетании различных оттенков вешней зелени, небесной голубизны и теплой, солнечной охры, заставляет вспомнить слова Коровина о владевшей в те годы им и Левитаном страсти открытия выразительных возможностей живописи: «Лежат во
Этюд «Мостик. Саввинская слобода» очарователен в своем ласкающем душу лиризме, он как бы пронизан светом и словно излучает его сам. Но как раз замечательная светоносность этюда и сила его живописи заставляют усомниться в его датировке 1884 годом. Сравнивая его с другими работами первого лета, проведенного в Саввинской слободе, приходишь к удивительному выводу.
В то время как верхняя половина этюда, до мостика, и по цвету и по характеру живописи очень похожа на » Саввинскую
Недавно в частном собрании в Киеве нами был обнаружен рисунок «Мостик», датированный 1885 годом. В нем фиолетовые мазки на мостике смотрятся не столько как тени, сколько как самостоятельные эффектные красочные пятна. Вероятно, в тот же период, то есть в 1885 году, Левитан дорабатывает и этот этюд. Этюд потерял таким образом в цельности живописи, но выиграл в своей солнечности. А ведь именно этот солнечный свет, прозрачность воздуха, какое-то сияние всего изображения и придают лирическое обаяние невзрачному мотиву деревенских задворок. Солнечный свет здесь — это уже не просто освещение, а сам светящийся воздух, мягкий и легкий. Этюд прельщает нас прежде всего выраженным в нем радостным, светлым и счастливым состоянием души, переданным как молодая радость солнечной природы. Левитан, частично переписывая свой этюд «Мостик», добивался повышения звучности цвета, его как бы пронизанности солнечным светом.
.