Сочинение по картине Левитана «Мостик. Саввинская слобода»

Шедевр Левитана Мостик. Саввинская слобода (1884, Государственная Третьяковская галерея, Москва) — проявление его способности в изображении самого непритязательного мотива передать драгоценное чувство единства и гармонии природы, радость ее весеннего обновления.

Цветовое решение этой работы, построенное на сочетании различных оттенков вешней зелени, небесной голубизны и теплой, солнечной охры, заставляет вспомнить слова Коровина о владевшей в те годы им и Левитаном страсти открытия выразительных возможностей живописи: «Лежат во

дворе дрова — а как их можно написать, какая в них гамма красок! На них горит солнце! Двор уже не кажется пустым и безлюдным — он живет!»

Этюд «Мостик. Саввинская слобода» очарователен в своем ласкающем душу лиризме, он как бы пронизан светом и словно излучает его сам. Но как раз замечательная светоносность этюда и сила его живописи заставляют усомниться в его датировке 1884 годом. Сравнивая его с другими работами первого лета, проведенного в Саввинской слободе, приходишь к удивительному выводу.

В то время как верхняя половина этюда, до мостика, и по цвету и по характеру живописи очень похожа на » Саввинскую

слободу » и другие этюды (та же трактовка немного сероватой зелени, изб, бревен), нижняя часть этюда резко от них отличается, в особенности то, как написаны фиолетовые тени на мостике, отражение и тени на воде под ним, зеленая яркая трава. Их цвет гораздо более интенсивен, и краска положена более энергичным и разнообразным мазком. Это становится еще более очевидным, если последовательно закрывать то нижнюю, то верхнюю часть этюда. Конечно, Левитан сумел в общем сохранить единство этюда, но все же первый план внизу отличается от второпланного изображения верхней части. При пристальном рассмотрении бросается в глаза, как мало интенсивность фиолетовых пятен на досках и яркость зеленой травы поддержаны в дальних планах. Очевидно, передача игры света и теней на мостике и в воде под ним особенно интересовала Левитана, и он специально их усилил позднее. Когда же это могло произойти?

Недавно в частном собрании в Киеве нами был обнаружен рисунок «Мостик», датированный 1885 годом. В нем фиолетовые мазки на мостике смотрятся не столько как тени, сколько как самостоятельные эффектные красочные пятна. Вероятно, в тот же период, то есть в 1885 году, Левитан дорабатывает и этот этюд. Этюд потерял таким образом в цельности живописи, но выиграл в своей солнечности. А ведь именно этот солнечный свет, прозрачность воздуха, какое-то сияние всего изображения и придают лирическое обаяние невзрачному мотиву деревенских задворок. Солнечный свет здесь — это уже не просто освещение, а сам светящийся воздух, мягкий и легкий. Этюд прельщает нас прежде всего выраженным в нем радостным, светлым и счастливым состоянием души, переданным как молодая радость солнечной природы. Левитан, частично переписывая свой этюд «Мостик», добивался повышения звучности цвета, его как бы пронизанности солнечным светом.

.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Левитана «Мостик. Саввинская слобода»