Сочинение на тему “Сатира Маяковского”


Сатира занимает особое место в творчестве Маяковского. Первые сатирические произведения были напечатаны еще до революции на страницах журнала “Новый Сатирикон”. Это были пародийные “гимны” – “Гимн здоровью”, “Гимн судье”, “Гимн ученому”, “Гимн критику” и др.

После революции и в годы гражданской войны Маяковский работал в “Окнах РОСТА”, где создал жанр подписи – едкой, хлесткой, язвительной – под шаржами и сатирическими кар­тинками. Позже Маяковский пишет целый цикл сатирических стихотворений: “О дряни”, “Прозаседавшиеся”, “Бюрократиада”.

В них он изображает разные типы советских мещан, приспособ­ленцев, бюрократов, подлиз. Социальный порок концентрируется в одном герое, образ которого, как правило, гипертрофирован, гротесковый. В “Маяковской галерее” сатирические портреты создаются по принципу “социальной маски”. Это и портреты политических деятелей капиталистического мира (“Муссолини”, “Керзон”, “Вандервельде”), и образы, воплощающие типичные пороки советского общества (“Халтурщик”, “Столп”, “Подли­за”, “Сплетник”, “Ханжа” и др.).

Маяковский использует все средства сатиры – от иронической насмешки и язвительного сарказма до соединяющего реальное с фантастическим гротеска. В стихотворении “О дряни” поэт

издева­ется над запросами новых советских мещан, которые не простира­ются дальше желания иметь “тихоокеанские галифища” и “фигу­рять” в платье “с серпами и молотами” “на балу в Реввоенсовете”. Он раскрывает “нутро” советских обывателей, которые, воспри­няв антураж, поверхностные приметы принадлежности новому времени и социалистическому строю, в сущности остались обыкновенными буржуазными мещанами и приспособленцами.

Новый, рожденный советской властью порок показан в стихо­творении “Прозаседавшиеся”. Заседания по всякому поводу (“На­счет покупки склянки чернил”), придающие значимость вчераш­нему рабу, а сегодня чиновнику, высмеиваются зло и едко, а сами “заседатели” предстают в гротескном виде: и вижу,

Сидят людей половины,

Где же половина другая?

Ситуация доведена до абсурда, чтобы показать нелепость само­го явления. Наиболее ярко сатирический талант Маяковского вы­разился в пьесах “Клоп” и “Баня”. В комедии “Клоп” поэт воспро­извел сатирически многие приметы периода нэпа. Бывший рабо­чий, а ныне перерожденец Петя Присыпкин заменил свое “не­благозвучное” имя по западному образцу, став Пьером Скрипкиным. Маяковский высмеивает мещанские, пошлые по сути пре­тензии героя. Вершиной его мечтаний становится женитьба на дочке нэпманши Эльзевире Ренессанс, чтобы “у тихой речки отдохнуть”. Этот “новый” герой – “не мелкота какая-то”, по его собственным словам, он большим интересуется: “Мне зеркальный шкаф пода­вай!” В пьесе герой постоянно саморазоблачается. Его претензии быть героем нового времени терпят крах.

Второе действие пьесы, когда через 50 лет, т. е. в 1979 г., раз­мораживают Присыпкина, – это метафора. Жители будущего держат Присыпкина в изолированной клетке как вредный экс­понат зоосада. Он – “страшный человекообразный симулянт” – “обывателиус вульгарис”, сродни “клопу обыкновенному”. Та­кая условность позволила Маяковскому выразить оптимистиче­скую уверенность в том, что в будущем такие “клопы” отомрут.

Пьеса “Баня” направлена против бюрократизма, давящего всякую живую мысль. Главначпупс (главный начальник по управ­лению согласованием) Победоносиков – тупое существо, во­зомнившее себя Наполеоном, способным распоряжаться судь­бами других. Не видя возможности расправиться с бюрократиз­мом в то время, Маяковский прибегает к условно-фантастическому перенесению в будущее. Фосфорическая женщина – по­сланница этого будущего – отказывается брать в него Победо­носикова и его “верного оруженосца” Оптимистенко.

Маяковский расширил возможности жанра комедии, соеди­нив в ней черты трагедии, буффонады, фарса, драмы.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Сочинение на тему “Сатира Маяковского”
?