Сочинение на тему “Проблема чести”

Проблема чести, долга и человеческого достоинства тра-диционна для произведений русской литературы XIX века. Повесть “Капитанская дочка” – итог долгих размышлений А. С. Пушкина над этой проблемой. Писателя волновало “отсутствие общественного мнения. равнодушие ко всякому долгу, справедливости, истине”, приводило в отчаяние “презрение к человеческой мысли и достоинству”. Еще в письме к Чаадаеву он говорил об общественной жизни как о “грустной вещи”.

Размышления о нравственной жизни, морали нашли отражение в повести “Капитанская дочка”, причем честь стала в этом произведении Пушкина мерой человечности и порядочности всех героев, введение историй жизни которых помогает выявлению авторской позиции. Не случайно проблема чести, долга и человеческого достоинства в повести сужена до дворянской: дворянство было ведущим классом русского общества, и писателю важно было показать, как люди этого класса ведут себя в ситуации жизни и смерти.

Проблема чести и достоинства, центральная в повести, заявлена с первых страниц произведения. Андрей Петрович Гринев, отец повествователя, некогда блестящий пре-мьер-майор, служивший при графе Минихе, отправляет в армию своего сына не в знатный Петербург, в столицу, а в провинцию, будучи абсолютно уверенным в том, что вдали от светской жизни сын пройдет хорошую жизненную школу и станет достойным защитником отечества и его гордостью, “да будет солдатом, а не шаматоном”. Завет отца перекликается с эпиграфом, предпосланным всей повести – “Береги честь смолоду”, в котором заключается основная мысль “Капитанской дочки”. Вся дальнейшая история Петра Гринева предстает с точки зрения выполнения, несмотря на все трудности и ошибки, отцовских наставлений и особенно завета о сохранении чести.

Попав на службу в глухую Белогорскую крепость, комендантом которой был Иван Кузьмич Миронов, Гринев знакомится там с Алексеем Ивановичем Швабриным, офицером, разжалованным за дуэль. Швабрин – типичный представитель гвардейства екатерининского времени, светски блестящего, но поверхностно образованного, в котором чтение французских романов и просветителей лишь развило скептицизм и беспринципность. Его карьера сломана, и надежд на возвращение в Петербург нет.

Поначалу друзья, герои постепенно становятся чуждыми друг другу. Все больше и больше читатель убеждается в чистоте одного и низости другого. Так, например, Швабрин – антипод Гринева в любви к Марье Ивановне, дочери коменданта крепости. Беспринципность Швабрина (вспомним, как он пытался очернить любимую девушку в глазах Гринева) оттеняют и подчеркивают безусловную честность и моральную чистоту главного героя.

Решение проблемы чести и...

долга наиболее ярко и отчетливо представлено автором при изображении этих двух контрастных героев. Пушкин использует прием антитезы для того, чтобы подчеркнуть важность правильного нравственного выбора для судьбы человека. В связи с этим следует сказать о ключевой ситуации повести – взятие крепости Пугачевым и поведение при этом героев. Не случайно, что почти все герои оказываются в ситуации выбора жизни или смерти (жизнь ценой бесчестья – признание Пугачева государем или честь ценой жизни): каждый из них делает выбор в соответствии со своими представлениями о морали, чести и долге. Так, например, супружеская пара Мироновых предпочитает умереть, но остаться верной долгу и присяге. Капитану Миронову невыносима мысль об измене: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец. “, поэтому он ни минуты не колеблется. Иван Кузьмич выполнил свой долг, обороняя до последнего крепость и не боясь смерти. И погибает он с высоко поднятой головой, так как выполнил свой долг солдата. Для отца рассказчика тоже страшна не смерть, но потеря чести, о чем он говорит: “. не казнь страшна. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками. стыд и срам нашему роду”.

Марья Ивановна Миронова впитывает нравственную науку отца. Тяжелые испытания выпали на ее долю: осада крепости, смерть родителей, посягательства Швабрина, болезнь, но она проявляет мягкую силу характера, необычайную цельность натуры, внутреннюю несгибаемость, кристальную честность по отношению и к Швабрину, и к Гриневу. Именно способность Маши на самозабвенную любовь спасает Гринева в разрушительной метели исторических событий. Мотив спасительной любви – сквозной в мировом искусстве (вспомним “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского – Раскольникова и Соню).

Гринев всегда и везде остается самим собой. В решающую минуту, когда на карту поставлена его жизнь, он говорит: “. не требуй от меня того, что противно чести моей и христианской совести”. Швабрин же, у которого хорошо развит инстинкт самосохранения, переходит на сторону Пугачева, лицемерит, идет на подлость, доносит, и все это ради собственно выгоды.

Позиция автора отражена в финале “Капитанской дочки”. А. С. Пушкин в своей повести доказывает, что человек, оставшийся верным своему долгу в любых обстоятельствах, может умереть только физически, а предатель погибает нравственно, что намного страшнее. Гринев обрел счастье, основа которого чистая совесть, а удел Шв. абрина – одиночество и опустошенность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Сочинение на тему “Проблема чести”
?