Сочинение на тему “Лирика Лермонтова”


Лермонтов и по ширине охвата жизненных явлений, и по совершенству художественного выражения их – гениальный преемник Пушкина. Уже самые первые произведения Лермонтова были отмечены печатью какой-то особенности. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, – 14 декабря 1825 года. Пушкин начинал свой творческий путь на волне общественно-политического подъема, когда в России создавались тайные политические общества, надежды которых разделял и он.

Лермонтов вошел в литературу, когда эти надежды были убиты, Отсюда и различные настроения поэзии Пушкина и Лермонтова: оптимизм, жизнерадостность одного и пессимизм, безотрадность другого. Поэтому в лирике Лермонтова нашли свое развитие темы одиночества, предчувствия трагической гибели. В стихотворениях поэта “. нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие. Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”. (В. Г. Белинский “Стихотворения Лермонтова”.)

Уже давно сказано, что любовная лирика Лермонтова окрашена тревогой и трагичностью. Удивительно: шестнадцатилетний юноша, еще не переживший ни разочарований, ни действительных сердечных мук, создает в 1830 году стихотворение, где выражено сомнение в вечной любви, а ведь вера в “любовь до гроба” так характерна для романтического восприятия,

не чуждого раннему Лермонтову.

Мало того: молодой поэт предостерегает тех, кто готов безотчетно отдаться этому чувству:

Страшись любви: она пройдет,
Она мечтой твой ум встревожит,
Тоска по ней тебя убьет,
Ничто воскреснуть не поможет.

Какое-то тайное сознание заставляет Лермонтова не верить в достижимость счастья любви. Рядом с ним всегда “гордый демон” сомненья, который

Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствия блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
(“Мой демон”)

Мимолетные радости любви почти никогда не становятся у Лермонтова предметом лирического изображения. Кажется, что понимание невозможности вечного чувства лишает поэта самого желания любить. Вспомним:

Любить… но кого же. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.

Но сказанным далеко не исчерпывается, конечно, отношение Лермонтова к любви. Сомненье – лишь одна тема любовной лирики поэта. В ней слышен голос рассудка, холодного и анализирующего.

Основная же тема любовной лирики Лермонтова – это напряженное ожидание любви, порыв к “тайным бурям страстей”, спор с самим собой, опровержение рассудка сердцем:

Есть у Лермонтова и стихотворения-признания. В них любовь приносит не отраду и упоение, а страдание, горестное разочарование. Об этом стихотворения “Нищий” (1830) и “Я не унижусь пред тобою. ” (1832).

Не верят в мире многие любви
И тем счастливы; для иных она
Желанье, порожденное в крови,
Расстройство мозга иль виденье сна,
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить.

Общеизвестна их биографическая основа, Даже если б под последним из названных стихотворений не стояла дата – 1832 год, легко догадаться, что это пишет юноша пылкий, искренний, для которого измена любимого человека – крушение веры в справедливость мира. Почти детское отчаяние, юношеская чистота и искренность сочетаются здесь с гордой верой в свое поэтическое признание. Сколько внутренней силы, сдержанности в первых же строчках стихотворения:

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этим пор.

Отсвет действительных переживаний, вызванных этой отвергнутой любовью, будет окрашивать романтической скорбью и искренним страданием многие последующие стихотворения Лермонтова. В них прозвучит упрек свету, искажающему всякое светлое и чистое чувство.

Невозможность в этом мире любви, неизбежность одиночества – вот главные выводы, которые можно сделать, познакомившись с любовной лирикой Лермонтова. Трагическое одиночество героя интимной лирики поэта воспринималось современниками Лермонтова и последующими поколениями как следствие общественной системы, разобщающей людей, лишающей человека самых естественных и необходимых личных привязанностей. Фальшивый свет душен “для сердца вольного и пламенных страстей”, губителен для красоты, в нем нет места любви.

Зрелая лирика Лермонтова отражает то же борение двух тем, что и юношеская. С одной стороны, сонание, что любовь не вечна, с другой – готовность безоглядно ринуться на зов “из пламя и света роженного слова”. Неверие, сомнение и страстная тоска о счастье, способность любить всем напряжением душевных сил – таковы определяющие мотивы любовной лирики Лермонтова.

Как и все творчество поэта, его любовная лирика меньше всего может успокоить, Напротив, она тревожит, влечет к раздумью, подрывая возможность примирения человека с несовершенством жизни. Она не даит человеку никаких иллюзий. И в то же время в ней, как во всей поэзии Лермонтова, живет ощущение идеала, высокой нормы человеческих отношений.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Сочинение на тему “Лирика Лермонтова”
?