Сочинение “Маленькие трагедии” Пушкина

В творческом наследии Пушкина существует цикл небольших драматических произведений, называемых “маленькими трагедиями”. По характеру они близки к философской лирике. В них также поднимаются большие общечеловеческие проблемы, связанные с вопросами о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о назначении искусства. “Маленькие трагедии” Пушкин написал в 1830 г. во время знаменитой Болдийской осени, которая оказалась одним из наиболее плодотворных периодов в его творчестве. В центре внимания автора – “драматические изучения”, по выражению самого Пушкина, касающиеся прежде всего тайн человеческого характера в связи с определенной исторической эпохой. “Маленькие трагедии” строятся преимущественно не на внешних, а на внутренних конфликтах, как это происходит, например, в “Скупом рыцаре”.

Само по себе название “Скупой рыцарь” уже наталкивает на глубокие размышления. Сочетание этих слов представляется неожиданным. В сознании читателей понятие “рыцарь” обычно связывается с представлениями об отваге, чести, храбрости, великодушии, но никак не о скупости. Но в том-то и заключаются оригинальность и новаторство замысла Пушкина, что он лаконично и вместе с тем исключительно глубоко показал, как власть денег и вообще новые экономические отношения, вторгающиеся в европейскую жизнь, превращают Барона в ростовщика и стяжателя. Барон у Пушкина – зловещая, мрачная демоническая фигура, для которого золото заменило все – и родственные привязанности, и просто человеческие связи. Тема растлевающей власти денег, чрезвычайно актуальная и злободневная в XIX в., будет раскрыта Пушкиным и в других его произведениях (например, в “Пиковой даме”), а в дальнейшем станет одной из ведущих для всей русской литературы.

Конфликт в “Моцарте и Сальери” основан не на теме зависти или уязвленного самолюбия, как может сначала показаться, а на столкновении различных жизненных позиций, противоположных взглядов на искусство, на назначение художника. Моцарт у Пушкина воплощает жизнерадостность и открытость души, подлинный артистизм. Сальери потрясен несправедливостью: “бессмертный гений” достался, с его точки зрения, “гуляке праздному”. Сальери убежден, что можно проверить гармонию алгеброй. Правда, для этого нужно разъять музыку, “как труп”. Но только таким образом, считает он, должно развиваться и совершенствоваться искусство. Светлый гений Моцарта опровергает эти представления. Для Моцарта музыка – великое искусство, для Сальери – ремесло, которому можно научиться неустанным трудом, подвижничеством. Сальери понимает и высоко ценит гений Моцарта, но, ио его мысли, воспитанию молодых музыкантов Моцарт с его неповторимой гениальностью может принести только вред. Он помешает другим, не обладающим таким же божественным даром, отвратит их от упорного, кропотливого труда, а это приведет к общему упадку искусства. Сальери решается на преступление,...

на злодейство во имя высшей справедливости (как он ее понимает), Пушкин вовсе не оправдывает Сальери, да и нет ему оправдания, но поэт стремится объяснить причины злодейства путем внимательного и объективного драматического изучения помыслов Сальери. “. Гений и злодейство // Две вещи несовместные”. Эти слова Моцарта потрясают Сальери. Он пытается их опровергнуть, но тщетно. Этика и эстетика всегда идут рядом.

В истории мировой литературы образ Дон Жуана был одним из наиболее популярных. В пушкинском “Каменном госте” мы встречаемся с новым и оригинальным истолкованием этого образа. Дон Гуан у Пушкина – человек Возрождения, он бросает смелый вызов старому и мрачному миру средневековья. Это вовсе не традиционный развратник и соблазнитель. Можно даже предположить, что он, искренне полюбив донну Анну, “весь переродился”. Во всяком случае, умирает он с ее именем на устах. Но безнравственное приглашение, обращенное к статуе, присутствовать на его любовном свидании с вдовой убитого им Командора вносит дополнительный оттенок в наше представление о пушкинском герое. Прав был Белинский, когда отмечал, что люди, подобные Дон Жуану, “умеют быть искренно страстными в самой лжи и непритворно холодными в самой страсти, когда это нужно”. Отсюда и неизбежное возмездие за оскорбление любви как высокого человеческого чувства, за эгоизм. В конечном счете речь идет о нравственной ответственности личности и за свою жизнь, и за жизнь других. Романтический герой не считается с законами, нравами, обычаями, легко переступает через них. Но индивидуалистический бунт способен нарушить не только законы чуждой ему среды, но и общечеловеческие законы. Разоблачение, развенчание безнравственности индивидуалистического бунта также станут одной из традиций русской гуманистической литературы (достаточно вспомнить в этой связи творчество Достоевского).

“Ппр во время чумы” является вольным переводом одной сцены из пьесы английского драматурга Вильсона “Чумной город”. Проблема жизни и смерти на протяжении всего творческого пути постоянно была в центре внимания Пушкина. Поэт прославляет не смирение и покорность перед судьбою, но величие человека, бросающего гордый вызов самой смерти.

Одновременно с “маленькими трагедиями” Пушкин начал работать над народной драмой “Русалка”, построенной на широком использовании фольклорного материала – легенд, свадебного обряда, песен. К сожалению, “Русалка” осталась незаконченной.

В. целом драматургические произведения явились блестящим творческим достижением Пушкина. В его “маленьких трагедиях” даны образцы реалистического изображения сложного и противоречивого духовного мира человека. Характерное для всей последующей русской литературы XIX в. проникновение в “диалектику души” начиналось уже в пушкинских творениях – совсем небольших по размеру, но огромных по идейно-художественной значимости.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Сочинение “Маленькие трагедии” Пушкина
?