Сказание Авраамия Палицына

Знаменитый деятель Смутного времени Авраамий Палицын описал обстоятельства защиты от польских отрядов Троице-Сергиевой лавры и свои личные подвиги в сочинении, озаглавленном: “Сказание о осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы, и о бывших потом в России мятежах, сочиненное оного же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным”. Это “Сказание” представляет собой памятник, замечательный столько же в литературном, как и в историческом отношении и обнаруживает в авторе недюжинный литературный талант и не только начитанность в книгах богословского содержания, но и знакомство с фактами истории гражданской и даже философией.

“Сказание” состоит из 86 глав и охватывает, с различной степенью обстоятельности, события от смерти Ивана IV и начала правления Бориса Годунова до Деулинского перемирия. Тон сказания – ровный и сдержанный. Изображая события, в которых участвовал лично и притом занимал выдающееся положение, Авраамий Палицын ни с кем не сводит счетов, старается быть беспристрастным и в неблагоприятных отзывах, например, по отношению к царю Борису, ищет оправдания во мнении народа.

Тем не менее, местами в “Сказании” чувствуется невольное, быть может, стремление оправдать себя, дать современникам и потомству о своей личности иное представление, чем то, какое могло существовать...

в его время. Этим объясняется тот внешне странный факт, что Авраамий мало говорит о троицком архимандрите Дионисии. при котором он играл второстепенную роль, и о других лицах, с которыми приходил в близкое соприкосновение. Между тем с Дионисием он был дружен и, когда последний был заточен, Палицын отправил к нему “утешительное” послание; они были единомышленниками и по вопросу об исправлении книг. Заимствовав многие приемы из старой литературной школы, Авраамий сделал, однако, “Сказание” своеобразным как по языку, везде обработанному и плавному, так и по особому, ритмическому складу речи.

Слог изобилует меткими и оригинальными выражениями. Благочестивые размышления и цитаты из Святого писания нигде не нарушают в “Сказании” стройности фраз и не затемняют смысла. Там, где Авраамий описывает бедствия русской земли и страдания иноков, когда например, “полиян бысть помост церковный слезами и пению медлящу от множества плача”, слог его, вообще спокойный, возвышается до истинного лиризма. “Сказание”, как и факты истории, отражает личность Палицына – необыкновенную по уму, сильную духом, энергичную, ревностную в делах веры и любви к отечеству, всегда исполненную благих намерений, но не лишенную суетного честолюбия и гибкую в политических отношениях.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Сказание Авраамия Палицына
?