Система образов в романе “Герой нашего времени”


Одно из лучших произведений Михаила Юрьевича Лермонтова – роман “Герой нашего времени” – творение удивительно многоликое и многогранное. Читая роман, мы совершенно отчетливо представляем себе всех героев, видны селения и города, описанные автором. Образы Лермонтова играют огромную роль в выполнении сложной художественной задачи. Ни один из героев в романе не выведен “просто так”, каждый из них как-либо соотносится с главным персонажем – Печориным. В общении с другими раскрывает Печорин различные черты своего сложного характера, показывая читателю то, что обычно спрятано “внутри”. Есть в романе персонажи, в некоторой степени “противоположные” главному герою – те, на контрасте с кем выстраивается образ – например, Грушницкий и его окружение. Есть и те, кто герою близок – таков Вернер.

Так или иначе пересекаясь на жизненном пути с кем-либо. Печорин часто все меняет. Дух неизъяснимого разрушения присутствует во всех его действиях, и в итоге Печорин с легкостью (сам того не желая) губит Бэлу, легко овладевает горячим воображением Азамата, походя оскорбляет Максима Максимыча, разрушает привычное течение жизни у скромных контрабандистов Тамани.

Странно и страшно то, что ломать чью-ту жизнь у Печорина нет никакой необходимости. Зачем он похитил Бэлу? Была ли то любовь – настоящая, всепоглощающая. Нет, и

даже сам Печорин всегда понимал – Бэлу он не любит. Но то была его прихоть – прихоть человека, которому надоели светские женщины. А может, он хотел коренным образом изменить свою жизнь? Намеренно ли обидел Печорин Максима Максимыча. Конечно, нет. Он вел себя естественно для своего круга, но это было непонятно простому штабс-капитану, старому вояке, выходцу из постолюдья. Просто ему и в голову не пришло, что такое обращение очень больно заденет старика. А контрабандистам он помешал всего лишь из любопытства.

Характер Печорина почти до конца раскрывается в части “Княжна Мэри”. Рядом с ним здесь множество других-персонажей – Мэри и Вера, Грушницкий и Вернер. Но можно ли сравнивать отношение Печорина к Мэри – наивной девочке, с которой он жестоко забавляется – с его же отношением к Вере. Автор показывает, что Печорин может быть и любящим – показывает в одном-единственном эпизоде, где Печорин, загоняя коня, скачет, чтобы увидеть Веру. А его страстное желание сделать предложение Мэри, которое он с силой отвергает, потому что дал слово Вере.

Грушницкий и Вернер тоже оттеняют характер героя. Не будь в романе Грушницкого, сам Печорин мог бы показаться смешным. В образе мальчишки-юнкера Лермонтов рисует пародию на Печорина, чтобы сам герой не казался пародией.

А Вернер? Он создан Лермонтовым, вероятно, для того, чтобы показать взгляды Печорина в другом герое. Не случайно сам Печорин в дневнике неоднократно упоминает о близости своих взглядов с воззрениями Вернера – почти по всем вопросам. Из того же дневника мы узнаем, что Вернера называют Мефистофелем. Не намек ли это на то, что в самом Печорине автор видит демоническое начало?

Есть и еще один образ в романе Лермонтова – образ природы. Лермонтовские пейзажи точно воспроизводят изумительные виды Кавказа. И многие моменты в описании перекликаются с лирикой поэта – те же горные вершины, тог же Терек. Они создают своеобразный колорит романа и напоминают нам о тех мотивах, о тех словах, которые мы слышали в лирике Лермонтова.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Система образов в романе “Герой нашего времени”
?