Система образов “Кому на Руси жить хорошо”

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов ищет ответ на главный вопрос своего творчества, который сформулирован в “Элегии”: “Народ освобожден, но счастлив ли народ. ” Поэтому в центре произведения находится собирательный образ народа, изображаемого в массовых сценах и в персонифицированных образах.

Положительные герои

1. Ермила Гирин прославился необычайной справедливостью, лишь однажды за семь лет своей работы бурмистром он воспользовался положением: избавил брата от рекрутчины, отдав в солдаты, другого крестьянина. Гирин, конечно, был осужден! миром. но покаялся и исправил свой проступок. Огромный авторитет Ермилы основан на народном доверии. Ему, отдавая последнее, могут собрать на ярмарке за полчаса тысячу рублей, чтобы Гирин, а не купец Алтынников, купил мельницу. Даже власти признают авторитет Ермилы, обращаясь к нему за помощью в усмирении взбунтовавшихся крестьян. Но Гирин, будучи истинным народным заступником, вместо этого произносит! крамольную! речь в поддержку мужиков. Ермила отказался от спокойной жизни в достатке и оказался в остроге. Его история поколебала представления странников о личном счастье.

2. Матрена Тимофеевна Корчагина также прославлена народной молвой. Героиня, в отличие от Ермилы Гирина, сама рассказывает о себе и делает вывод. Не дело – искать между бабами счастливую”. Внешняя красота, сердечность, доброта, сообразительность, слава счастливицы характеризуют Матрену как личность исключительную, “тип величавой славянки”. Жизнь Матрены, типичная для большинства крестьянок, отразилась в большом количестве фольклорных жанров, использованных ею в рассказе о своей нелегкой жизни: в плачах, легендах, сказках, пословицах, песнях. Жизнь в родительской семье была благополучной, но, выйдя замуж за печника, Матрена словно попала в ад, где суеверная свекровь и пьяница свекор беспрестанно бранят и унижают Матрену. За нее некому заступиться, кроме деда Савелия, но по его недосмотру погибает первенец Демушка. В неурожайный год она бросается в ноги губернаторше с просьбой о возвращении мужа из солдат, и эта просьба выполняется, за что Матрену называют счастливицей. Итог ее жизни становится обобщением.

3. Яким Нагой. В роли выразителя народного самосознания в поэме выступает также Яким Нагой, обладающий мудростью и опытом земледельца и питерского рабочего. Он показан через восприятие собирателя фольклора Павлуши Веретенникова: впалая грудь, сам похож на землю-матушку, шея бура, лицо кирпичом, волосы песок, а рука как кора дерева. Описание портрета крестьянина выполнено палитрой, заимствованной у земли-матушки, от которой идет сила невзрачного на вид героя, живущего в деревне Босово. Яким – грамотный, любознательный человек, он искал справедливость в городе, но от неправедных судей пострадал. Яким имеет свое мнение о народе. Яким переживает личную трагедию, когда при пожаре спасает не тяжелым трудом накопленные деньги, а срывает со стен лубочные картинки, за что его считают чудаковатым. Он защитник народных интересов, который считает, что в бедности крестьян виноваты угнетающие мужиков “три дольщика: Бог, господин, царь”.

4. Савелий Корчагин. Сходные мысли высказывает Савелий Корчагин, похожий во взглядах на Якима Нагого, но противоположный ему во внешности и в характере. Тот неказист, тщедушен, а Савелий и в сто лет – Богатырь, смахивающий на медведя. За убийство управляющего Фогеля дед провел 20 лет на каторге, после чего еще 20 на поселении, но не смог он смириться с положением угнетенного человека. Для него свобода это не просто слово, а значение, которое превыше всего. Савелий утратил веру доброго царя и в божью помощь и живет по принципу “бог высоко, царь далеко”.

5. Гриша Добросклонов. Крестьяне так и не нашли счастливого человека, но в...

последней части поэмы “Пир – на весь мир” мы встречаем облик народного благодетеля Гриши Добросклонова, который “пел воплощение счастья народного”. Гриша – семинарист, сын дьячка из деревни Большие Вахлаки. Его мать рано умерла, оставив о себе “Соленую” песню, в сознании героя ее образ соединен с образом родины. Гриша собирается в Москву учиться, это пропагандист-революционер, возможным прототипом которого был Н. Добролюбов. Среди литературоведов нет единого мнения об этом герое. Часть критиков считает образ Гриши Добросклонова недостаточно убедительным, не дающим ответа о счастливом человеке, ведь, несмотря на все помыслы некрасовского героя, связанные с Русью и народом, Грише понадобилось уединение, чтобы почувствовать свое предназначение.

Некрасовские народные образы сложны и противоречивы: это и крестьяне, которые задумываются над своей жизнью и холопы вроде Ипата, которого помещик запрягал в тележку, но он остался верен хозяину и после отмены права о крепостных отношениях. Большую роль в раскрытие народного мышления и образа жизни играют массовые сцены, разыгрывающиеся на сельских ярмарках.

Отрицательные герои

Угнетатели народа. В поэме крестьяне и помещики представлены как две враждебные силы. Но ненависть к угнетателям перерастает в расправу над ними лишь тогда, когда народ истязают иноземцы, как например, Фогель.

6. Фогель. которого крестьяне закапали в землю живьем, не простой эксплуататор, а иностранец, чуждый по духу. Управляющему Шалашникова, как и пану Глуховскому, убитому Кудеяром, свойственны чуждые привычки, “чужбинные” пороки. Если бы на месте Фогеля оказался Шалашников, свой, понятный, то убийства бы не произошло. Крестьяне и на этот раз выдержали бы недовольство русского барина, как им не раз приходилось это делать. Но терпеть издевательства иноземца не стали.

7. Оболт-Оболдуев – разорившийся помещик средней руки, он горд своим происхождением. Он возомнил себя крестьянским спасителем и благодетелем, но над ним все смеются. Идеалом этого помещика является крепостничество, покорность власти. Оболт-Оболдуеву ненавистны и проповедники просвещения, и непослушные ему крестьяне, которые “шалят” в принадлежащем ему лесу, уклоняются от работ в полях. В монологе-исповеди этого помещика присутствует не только сатира, но и поэтизация дворянской усадебной жизни, присущая произведениям И. Тургенева. И. Бунина.

8. Последыш. Главный прием в создании образа Последыша, князя Утятина, – гротеск. Это последний из светских помещиков, не сумевший пережить отмены крепостного права. Он деспотичен и жесток. Освобожденные крестьяне за хорошую плату (им обещаны заливные луга после смерти князя) прикидываются крепостными. Перед барином разыгрывается импровизация, комедия с пением, плясками, декорациями и обычаями имитирующими идиллию крепостной жизни. Одни свою роль выполняют лучше, другие хуже, поэтому роль бурмистра исполняет не серьезный и угрюмый Влас (чистокровный Бурмистр), а находчивый и бойкий Клим (при жизни – никчемный человек и беспутный пьяница). Действительно в унылом положении оказывается мужик Агап Петров, не стерпевший придирок Утятина. Крестьяне опять придумывают “театральную” расправу, опоив на конюшне водкой Агапа, кричавшего, как под розгами. Но почти в этот же день мучительной смертью умирает Агап, смысл которой в том, что имитация наказания может травмировать человека не меньше, чем сами побои. В целом же, разыгрывая комедию, мужики смеются не только над Последышем, но и над своим прошлым.

Некрасовский крестьянин может точно объяснить, за что не любит барина. Но другие социальные антипатии и симпатии крестьянина в меньшей степени определенны. Например, почему в народе попов зовут “породой жеребячьею”, братья Губины ответить не могут. Подчинение традиции – одна из черт национального русского характера, которую нельзя объяснить опытом какого-то там Митродора Губина.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Система образов “Кому на Руси жить хорошо”
?