“Сильные люди всегда просты” сочинение

Безусловно, прав был Л. Н. Толстой, когда говорил, что “сильные люди всегда правы”. И с этим нельзя не согласиться, тем более что в русской литературе XX века много тому примеров: это и герои, отличившиеся в годы Великой Отечественной войны, и скромные труженики, поражающие силой своего духа и верой в идеалы. Но, разумеется, самым сильным человеком, и при этом очень простым, можно считать одного из главных героев романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” (1940) – Иешуа Го-Ноцри. Кто, как не Иисус Христос, является олицетворением силы и простоты?

В романе “Мастер и Маргарита” образ Иисуса Христа возникает на первых страницах в разговоре двух собеседников на Патриарших прудах. Оказалось, что у молодого поэта Ивана Бездомного Иисус получился совершенно живой, а ведь ему надо было доказать, что его не существовало вовсе, “что все рассказы о нем простые выдумки, самый обыкновенный миф”. Именно мифу Булгаков и противопоставил своего героя, сделав его живым и человечным. Несмотря на то что в романе образу Иешуа отведены только две главы: вторая и шестнадцатая, он не только центральный персонаж, но и духовный спаситель как Мастера, так и Маргариты. При этом булгаковский Иешуа сильно отличается от евангелистского Христа. Одинокий бродячий философ, человек лет двадцати семи, а не тридцати трех, сириец, а не иудей. Он говорит Пилату, что у него нет родных и последователей, принявших его учение: “Я один в мире”, – признается Иешуа. Простодушный, мягкий, искренний, он предельно человечен и мудр: он знает арамийский и греческий, владеет латынью, ему знакома медицина, и он прекрасный психолог. И при этом он обычный человек. Как и все, он чувствует боль и боится ее, но стоически переносит, если речь заходит о вере.

Особенность Иешуа заложена в его миропонимании: “Злых людей нет на свете”. Иешуа – мыслитель, в представлении которого “всякая власть является насилием над людьми” и потому ей нет места в “царстве истины и справедливости”, куда человек рано или поздно должен перейти. У Иешуа есть своя истина, и она в том, что никто не может распорядиться его жизнью: “…согласись, что перерезать волосок”, на котором висит жизнь, “уж наверное может лишь тот, кто подвесил”. Он идет к людям со своими убеждениями, и...

это дело всей его жизни. Иешуа настолько необычен при своей простоте, что даже прокуратор Понтий Пилат не только с явным удовольствием беседует с ним, но и хотел бы оставить его при себе. Ведь Иешуа верно заметил, что “беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей… Твоя жизнь скудна, игемон”. Однако жизнь не только скудна, она еще и жестока, и люди, имеющие власть, боятся ее потерять. В душе булгаковского Пилата борются два начала: человеческого и палача. В этой борьбе раскрывается традиция человека, облеченного властью и имеющего реальную силу защитить того, в ком “состава преступления не нашел”. Да, в глубине души Пилату все же жаль Иешуа, и он предлагает Иешуа некий компромисс, всего лишь отказаться от характеристики великого кесаря. Однако там, где свобода покупается ложью, не может быть истины. В этом вопросе Иешуа проявляет непреклонную волю и не может лгать: “Бог один, в него я верю”.Сильный и удивительно простой человек, готовый за свою веру принять смерть вместе с разбойниками, Иешуа одерживает победу над всесильным Пилатом: “Не будет тебе… отныне покоя! Ни тебе, ни народу твоему… пожалеешь, что послал на смерть философа с его мирной проповедью”.

Да, сила Иешуа в простоте его учения. Не случайно, даже после смерти Иешуа продолжает с Понтием Пилатом начатый спор. Перед смертью он просит передать Пилату несколько слов, их и повторит прокуратору Иудеи Афраний, начальник тайной службы: “…Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость”. Именно в этот момент Пилат и осознал себя участником преступления, отступившись от Бога и истины, он погиб как личность.

В одной из критических работ, посвященных “Мастеру и Маргарите”, исследователь Лазаренко Т. П. отметила, что “булгаковская мысль бескомпромиссна: для тоталитарного режима опаснее всех уголовников, убийц, казнокрадов всегда будет философ, поэт, бессребреник, противопоставляющий этому режиму царство вечной истины. Но, расправившись с такими, как Иешуа, государство погружается во тьму бездуховности”.

“Сильные люди всегда просты”, – сказал Толстой. Таким и должен быть Настоящий Человек, не сделавший никому в жизни ни малейшего зла, научивший нас быть стойкими в своих убеждениях, и никогда не быть трусами, так как “трусость – самый страшный порок”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение “Сильные люди всегда просты” сочинение
?