Сила женского характера в рассказе Платонова “Песчаная учительница”


Рассказ А. Платонова “Песчаная учительница” был написан в 1927 году. Героиня этого рассказа, Мария Никифоровна Нарышкина, – молоденькая учительница, после окончания педагогических курсов попавшая по распределению в глухую, затерянную в песках деревушку.
Существование жителей села сводится к постоянной, изнуряющей борьбе с песками: “Мария Никифоровна увидела и почти ненужный труд,- потому что расчищенные места снова заваливались песками, – молчаливую бедность и смиренное отчаяние”.
Коротенький рассказ Платонов делит на пять маленьких главок. Этот прием превращает историю Нарышкиной как бы в небольшую повесть о трех воистину героических годах ее жизни – годах, наполненных трудом на благо людей.
Из первой главки мы узнаем предысторию этой молодой, но такой сильной женщины. Мы узнаем о ее спокойной, безоблачной жизни в родительском доме, об отце – учителе, который души не чаял в дочке и постарался сделать все, чтобы у его маленькой Марии было счастливое детство, чтобы ненароком не нанести своей дочке “глубоких, незаживающих рубцов”.
И вот после окончания курсов Мария окунулась во взрослую жизнь. Она была назначена учительницей в село Хошутово, находящееся “на границе с мертвой среднеазиатской пустыней”. Платонов пишет о том, что героиня его рассказа выросла в песках, “пустыня была его родиной”.

Но там, откуда родом эта девушка, она видела “волнующиеся от легчайшего ветерка песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов, уходящих в Персию, загорелых купцов”. Была какая – то поэзия в этом крае – родине Марии Никифоровны. Под стать суровой природе песчаного края, требующей от людей максимум жизненных сил, энергии, и характер героини – сильный, мужественный, стойкий.
Здесь же, в Хошутове, девушка увидела “почти ненужный”, бессмысленный труд крестьян, поскольку расчищенные места снова заваливались песком; увидела “молчаливую бедность и смиренное отчаяние”, совершенно бесплодные земли, голодных детей. Естественно, что никакого интереса к школе крестьяне не испытывали: “Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать”. Школа пустовала.
Девушка понимала, что “крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто поможет им одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела”. И тогда Мария Никифоровна (символично, что молоденькую девушку автор рассказа уважительно величает по имени – отчеству, отдавая дань ее мужеству, сильному характеру) решает взяться за борьбу с песками. Правительство отказало ей в настоящей помощи, только снабдило литературой о культуре песков.
Но девушка не отчаялась, она возглавила борьбу с песками, изучила множество книг по песчаному делу. Она сумела организовать дело так, что через год Хошутово было не узнать: со всех сторон окружили его зеленые посадки, сосновый питомник; с каждым днем пустыня становилась все приветливее, зеленее. И странно осознавать, что это волшебство, сотворенное, правда, руками человека,- полностью заслуга молоденькой девушки, едва окончившей институт, такой еще неопытной!
Когда спустя три года кочевники грубо вытоптали всю зелень, выпили всю воду в колодцах, Мария нашла в себе мужество пойти к вождю кочевников, пойти с “молодой злобой”, чтобы обвинить его в бесчеловечности и жестокости. Мария Никифоровна была готова все начать сначала: поднимать уничтоженное село, возрождать его к жизни.
Но девушка получает другое задание, еще более сложное: ей предлагают поехать в другое село, в Сафуту, чтобы обучить его жителей тому, что уже умеют крестьяне из села Хошутова, – окультуриванию песков. Желание спасти народы, “зажатые в барханы песков”, заставило героиню сказать “да”. Она вспомнила слова вождя кочевников: “Степь наша, барышня. Зачем пришли русские? Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник”.
Эта умная и благородная женщина решилась пожертвовать собой, своей жизнью ради спасения села. Это ли не сила характера – отдать не просто свои молодые годы, но всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья? Это ли не сила характера – помогать тем, кто уничтожал твои достижения и победы? Даже недальновидный начальник признал за этой девушкой удивительное мужество: “Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой”.
Женское ли дело – “заведовать народом”? Но это оказалось по силам ей, простой учительнице, а главное, сильной женщине. Сколького она уже достигла! Но сколько ей еще предстоит одержать побед… Думается, немало. Невольно веришь в такого человека. Им можно лишь гордиться!



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Сила женского характера в рассказе Платонова “Песчаная учительница”
?