Шариковщина как социальное и моральное явление

Михаил Булгаков писал свои бессмертные произведения в переломную эпоху, когда вместе с царской Россией уходили и старые ценности и идеалы, а на место них воздвигались новые, социалистические ценности великого и могучего Социалистического государства. Фактически это была эпоха грандиозного эксперимента отдельных личностей над миллионами людей. Эксперимент, который привел к совершенно не тем результатам, к которым стремились.

Этот глобальный эксперимент показан в сатирической и фантастической повести советского писателя “Собачье сердце”. Причем, М. Булгакову так тонко удалось отобразить замаскировать действительность, что с первого взгляда повесть кажется нам смешной. Главным образом благодаря главному герою с “собачьим сердцем” – Полиграфу Полиграфовичу Шарикову. Но вглядевшись внимательно, можно заметить, что шариковщина – это не порок отдельных людей, а болезнь целого общества.

В результате революции, или – эксперимента профессора Преображенского, в России возник целый класс таких Шариковых. Они, эти пролетарии, маргиналы без образования, без этических ценностей, вылезли наружу и начали предъявлять свои права на более благоустроенную жизнь. Вооружившись социалистическими лозунгами, называя себя “трудовым элементом” и “защитниками революционных интересов”, Шариковы считают себя выше каких-то профессоров с университетским образованием. Ведь недаром в квартире ученого Шариков ведет себя более чем вульгарно, нагло и нахально. Шариковщина как социальное явление – это покрывшая общество язва...

“трудового элемента”, готового на все, чтобы разрушить прежнее общества с его остатками буржуазности. Это – именно та самая “разруха в головах людей”, о которой говорит профессор Преображенский.

Но еще более страшно моральное разложение общества. Шариковы не признают этических ценностей, таких человеческих качеств как доброта, уважение к людям, искренность, сочувствие. Шариковы думают исключительно о самих себе, и им наплевать не только на окружающих людей, но и на окружающий мир вообще. Именно в это время и расцветает доносительство, что так ясно показано в последних главах. В доносе Швондера и Шарикова просто ссыпаются обвинения на контрреволюционные речи, на “меньшевика” Борменталя, социал-прислужницу Зину… Именно подобными формулировками будут изобиловать доносы 30-х гг.

Шариковы могут только разрушать, а их “человеческие сердца” наполняются чванливостью, злобой, себялюбием. Профессор Преображенский говорит о том, кого он создал так: “Весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе” В этой короткой фразе и заключается вся сущность новорожденного советского общества. Шариковщина, к сожалению, как нельзя ярче расцвела именно в годы становлению Советского государства. Но это явление, социально и морально низкое, все-таки не может полностью исчезнуть из жизни нашего общества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Шариковщина как социальное и моральное явление
?