“Ревизор” какую роль в комедии играет немая сцена


“Немой сцене” сам Гоголь придавал большое значение. Актеры в первых постановках “Ревизора” редко выполня­ли содержание ремарки, относящейся к последней сцене, занавес почти всегда опускался сразу, и зрители не могли уви­деть окаменевших действующих лиц. По­этому Гоголь не один раз писал и говорил о последней сцене. Вот несколько его за­мечаний, помимо большой ремарки в са­мом тексте пьесы.

“Последняя сцена “Ревизора” должна быть особенно сыграна умно. Положение многих лиц почти трагическое”. И дальше о городничем: “Обмануться так грубо то­му, который умел проводить умных людей и даже искусных плутов! Возвещение о приезде наконец настоящего ревизора для него громовой удар. Он окаменел. Рас­простертые его руки и закинутая назад го­лова остались неподвижными, вокруг него вся действующая группа составляет в одно мгновение окаменевшую группу в разных положениях. Картина должна быть уста­новлена почти так: посередине городни­чий, совершенно онемевший и остолбенев­ший… Две-три минуты не должен опус­каться занавес…

Последняя сцена не будет иметь успеха, пока не поймут, что это просто немая картина, представляющая собой окаменев­шую группу… Испуг каждого героя не по­хож на испуг другого, как непохожи сте­пень боязни и страха каждого”.

Объясните, почему Гоголь написал так мно­годополнительных материалов,

которые сопровож­дают эту пьесу. Это и “Театральный разъезд после представления новой комедии”, и ряд других мате­риалов: “Отрывок из письма, писанного автором вскоре после представления “Ревизора” к одному литератору”, “Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует “Ревизора”.
Первое представление комедии “Реви­зор” в Александринском театре 16 апреля 1836 года не порадовало Гоголя, а вызва­ло обиду непонимания его пьесы, глухоты публики и актеров. Комедия была воспри­нята как забавное приключение мнимого ревизора, действующие лица были забав­ны, смешны, приятны и только ужаса “немой сцены” никто не постиг. Хлеста­ков в цеполнении актера Дюра предстал перед зрителями как смешной врунишка. “Ревизор” сыгран, – писал Гоголь, – а у меня на душе так смутно, так странно… Главная роль пропала… Дюр не на волос не понял, что такое Хлестаков… Он сде­лался просто обыкновенным вралем…”

И Гоголь почувствовал необходимость раскрыть актерам и тем, кто будет ставить спектакль, свое понимание созданных им ролей. Отсюда и множество материалов, посвященных “Ревизору”.

Гоголь писал, что актеры должны прежде всего “стараться понять общече­ловеческое выражение роли, должны рассмотреть, зачем призвана эта роль”. И он подробно раскрывает в своих стать­ях, что такое Хлестаков, указывает на его типичность (не случайно дана фраза ге­роя: “Я везде, везде”). Гоголь отмечает в “Отрывке из письма…”: “Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут делался или делается Хлестаковым… И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажет­ся подчас Хлестаковым. Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни…”

Гоголя особенно не беспокоила роль городничего: актеры Сосновский (Александринский театр) и Щепкин (Малый те­атр) вполне удовлетворяли его, замечания касались лишь перехода чувств городни­чего в последнем действии. Уделил вни­мание Гоголь тому, как следует играть Бобчинского и Добчинского. Но главная его забота – Хлестаков и “немая сцена”. Он увидел, что “Замечаний для господ ак­теров” и пространной ремарки к “немой сцене” оказалось недостаточно.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение “Ревизор” какую роль в комедии играет немая сцена
?