Ранняя лирика Маяковского

Творчество Маяковского вызывает много споров. Некогда неумеренные восторги по отношению к его поэзии сменились резкой критикой. Зазвучали пред­ложения убрать Маяковского с корабля современно­сти, как некогда это предлагал сделать он с классика­ми. Тем не менее неоспоримым остается утверждение, что В. Маяковский — яркий, талантливый поэт, без творчества которого, несомненно оскудела бы поэзия двадцатого столетия и футуризм не получил бы такой широкой известности.

Лирический герой Маяковского создавался на ос­нове жизненного опыта поэта, его чувств, пережива­ний, чаяний. Важную роль для понимания лириче­ского героя Маяковского играют следующие слова по­эта:

быть понят моей страной, а не

После первого же выступления Маяковского на эс­траде за ним закрепилось амплуа поэта-горлана, бун­таря, этакой железной громадины, грубой и непре­клонной. Однако за эпатажной внешностью Маяков­ского, за несколько агрессивным поведением всегда скрывалась чуткая и ранимая душа.

Ведущая тема дореволюционной лирики В. Мая­ковского — тема трагического одиночества. Поэт пе­редает глубокие страдания от того, что он не понят ми­ром. Он жалуется на душевную боль, ищет и не нахо­дит выхода из нее. Красноречиво об этом говорит стихотворение «Скрипка и немножко нервно «: Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору — а сказать ничего не умею! Поэт переживает конфликт между мечтой и реаль­ностью, стремится обрести гармонию. Но окружаю­щий мир враждебен ему. В ранней лирике Маяков­ского четко прослеживается противопоставление по­эта и толпы. Не случайно он говорит о «бабочке поэтиного сердца». Образ лирического героя несет на себе печать некоего трагизма.

Не найдя понимания, поэт выражает резкое непри­ятие окружающей действительности. Звонкой поще­чиной звучат его стихотворения «Нате!» и «Вам!». Поэт использует огрубленную лексику, вызывающий тон. Резкие выпады делает он в адрес тех, кто далек от понимания его поэзии....

Ему ненавистен мещанский тип мышления. Поэт озлоблен и раздражен. Его не­приятие «хозяев жизни» нередко переходит в откро­венную грубость и цинизм:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Однако грубость и цинизм — лишь маска, под кото­рой скрывает поэт свое истинное лицо, это лишь спо­соб хоть как-то обратить на себя внимание. Важней­шее чувство лирического героя раннего Маяковско­го — это боль и страдание. Он в отчаянии, его внутренний мир находится в постоянной дисгармо­нии. Поэт шокирует окружающий его мир намеренно грубыми выпадами, бросает вызов обществу, его мо­рали и образу жизни. Он выражает боль за тех, кто не хочет замечать красоту мира, живет ограниченной се­рой жизнью.

Чувство бесконечного, трагического одиночества распространяется и на стихотворения о любви. Поэт не изображает взаимной, обоюдной, тихой любви. Его стихи освещены трагическим чувством, болью, ревно­стью, отверженностью. Светлое чувство поэт противо­поставляет корысти, пошлости, бездуховности.

Задумываясь о своем месте в мире, о нужности на земле, поэт задает риторический вопрос: «Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? «

Неоднократно повторяет он в этом стихотворении отчаянный призыв: «Послушайте!» Поэт хочет быть услышанным, ищет понимания. У Маяковского при­зывная сила, присущая его поэзии, неотделима от за­душевности, от человечности. В стихотворении «По­слушайте!» поэт призывает подняться над прозой жизни. Лирический герой Маяковского тянется к че­ловеческому теплу, участию, пониманию.

В. Маяковский «окрасил» собой целую эпоху. Он не был понят при жизни, едва ли по достоинству оце­нили его после смерти. После похорон Маяковского М. Цветаева писала: «Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского».


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Вы сейчас читаете сочинение Ранняя лирика Маяковского
?