Путеводные огни

С тех самых пор как люди начали выходить в море, они высматривали на берегах приметные ориентиры, по которым можно было бы вернуться потом домой. Но хорошо видные днем высокие деревья или одинокая скала ночью словно исчезали. Потому-то моряки и стали после заката разводить костры на прибрежных холмах. Так появились маяки.

“Знак” по-русски, “дом света” по-английски, “башня огня” по-эстонски, “морской фонарь” по-турецки. Все это названия маяка. Маяки бывают береговые или плавучие, деревянные, каменные или металлические, одиночные или створчатые, построенные с архитектурными изысками или простые и функциональные.

Седьмое чудо света

Считается, что первыми разводить костры в качестве ориентиров для мореплавателей догадались жители Полинезии еще в 111-11 тысячелетиях до нашей эры. Финикийцы и греки пошли дальше: они сообразили – если построить на холмах башенки и уже на их вершинах жечь костры, то огонь будет видно дальше. А еще они стали делать навесы над костром, чтоб его не заливало во время дождя. По легенде, береговые огненные башни придумал сын царя острова Эвбея Паламед примерно в XIII веке до нашей эры. То есть во время Троянской войны. Собственно, для военных целей маяки и были нужны – они показывали безопасный путь греческим кораблям.

Но если говорить о документальных свидетельствах, то выходит, что первый известный нам маяк на целых 5 веков “младше”. В VII веке до нашей эры существовал некий маяк на мысе Сигеум около Геллеспонта – так древние греки называли пролив Дарданеллы. Жаль, изображений его не сохранилось. Но зато до нас дошла легенда о том, как он появился. Некогда на одном из берегов Геллеспонта был храм Афродиты, и в нем жила прекрасная девушка по имени Геро. А на другом берегу жил влюбленный в нее юноша Леандр. Они не могли быть вместе, так как она была жрицей. Поэтому молодые люди встречались тайком: когда в храме никого не было, Геро поднималась на башню с факелом, а Леандр, увидев свет, плыл на него. Но вот пришла зима, а с ней и опасные шторма. Влюбленные решили отложить встречи до весны, однако Леандр не выдержал и однажды поплыл на другую сторону залива. Увы, без путеводного огня он быстро потерял ориентир и утонул. Утром его бездыханное тело выбросило на берег. Геро увидела его и с горя кинулась вниз с высокой башни. В память об этой несчастной любви люди построили на их могиле маяк.

Чаще, конечно, задачей маяка было указывать путь не влюбленным, а торговцам. Именно с этой целью был построен самый знаменитый из маяков древности – Александрийский. Царь Египта Птолемей I в III веке до нашей эры повелел возвести его на небольшом островке Фа рос у входа в столичный порт. Маяк должен был помогать торговым судам преодолевать опасные рифы по пути в бухту. А заодно демонстрировать мощь и величие Египта. Именно поэтому вместо типовой башни архитектор Сострат соорудил одно из семи чудес света. Вообще-то мы не должны были знать его имени, поскольку Птолемей II, при котором достраивался маяк, хотел войти в историю как его создатель. Он велел на барельефе высечь лишь собственное имя. Но тщеславный архитектор приписал в уголке и свое, а сверху замазал штукатуркой. Спустя почти век кусок штукатурки отвалился, и обнажилась надпись: “Сострат, сын Декстифона из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей”.

Александрийский маяк недаром называли чудом света – его огонь был виден за 60 километров! Это был своего рода небоскреб античности: широкое массивное основание, на нем 60-метровая четырехугольная башня, сверху 40-метровая восьмиугольная, а еще выше цилиндрическая колоннада, на крыше которой стояла...

8-метровая статуя Посейдона. Все вместе – 140 метров!

Уникален этот маяк и потому, что простоял почти тысячу лет. Долгожитель не перенес землетрясения, случившегося в XIV веке. Однако его обломки были использованы арабами для строительства крепости, которая стоит на Фаросе до сих пор.

Башни и колокольни

Много маяков строили римляне и делали это на совесть. К примеру, в Булони, на территории современной Франции, они возвели маяк, который проработал до XVII века. А в Испании один из римских маяков действует до сих пор. Сегодня он известен под названием “башня Геркулеса”, но когда-то носил другое имя – “башня Бригантии”.

По легенде, известной нам из “Книги захватов Ирландии”, построили эту башню никакие не римляне, а кельтский король Бреоган. С нее он увидел далекую прекрасную северную землю, а его сыновья Ит и Мил с воинами отправились ее завоевывать. И была это Ирландия. В другой легенде говорится, что увидел далекий остров не Бреоган, а некий монах Трезензоний. Выяснить, какая легенда правдивее, невозможно. Факты же таковы: королевство Бригантия существовало на Пиренейском полуострове до прихода римлян. Оно вело активную торговлю с Британскими островами. И чтобы сделать морской путь проще, жители Бригантии строили на прибрежных скалах специальные сторожевые башни. Скорее всего, на месте одной из таких башен римский архитектор Кай Сервий Лупо и возвел в начале II века маяк. Точнее, маяков было несколько вдоль атлантического побережья, но сохранился только один, посвященный богу Марсу, – об этом свидетельствует надпись на фундаменте.

Уже в Средние века король Альфонс X приписал башне мифическое происхождение от Геракла. Несмотря на явную надуманность, эта история так понравилась испанцам, что маяк переименовали в “башню Геркулеса”. Это самый старый маяк из ныне действующих во всем мире. А самый старый из маяков, построенных на территории России, находился в Крыму на мысе Фонарь. О нем есть упоминание в сочинениях древнегреческого мореплавателя и географа Скилака.

Первые именно российские маяки появились в нашей стране только при Петре I. В 1702 году по указу царя начали прокладывать Доно-Окский Водяной Ход по проекту английского инженера Перри. Вот там-то, на Дону, и был построен первый маяк. Увы, и сам Ход, и маяк просуществовали недолго – до 1711 года. После того как Россия утратила выход к Азовскому морю, Петр I потерял к ним интерес. Зато второй маяк стоит по сию пору – это. колокольня Петропавловского собора! Она была возведена весной 1704 года и поначалу выполняла и такую роль. Пока в 1719 году не был построен маяк Толбухин возле острова Котлин. Кстати, он работает и в наши дни.

От дров к атому

За несколько тысяч лет, что существуют маяки, они много раз менялись. В самых первых в качестве источника света использовались дрова или каменный уголь. Позже – рапсовое масло или китовый жир, керосин или газ, потом электричество и даже атомная энергия.

Для усиления света маяка в древности применяли бронзовые пластины. А в 1820-х годах Опостен Френель изобрел линзы, позволяющие фокусировать луч. Еще один большой вклад в усовершенствование маяков сделал в начале XX века шведский ученый Нильс Густав Дален. Он изобрел солнечный клапан, который позволил автоматизировать работу маяков. Клапан сам включает маяк ночью и выключает при солнечной погоде. Дален получил за это изобретение одну из первых Нобелевских премий по физике. Однако с него же начался упадок маяков.

С развитием систем спутниковой навигации маяков, требующих постоянного обслуживания людьми, стало еще меньше, и в 1990-е годы последний такой маяк был демонтирован. Теперь только автоматические “башни света” по-прежнему указывают путь кораблям, бороздящим моря и океаны.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Путеводные огни
?