Проблематика рассказа “После бала”

Лев Николаевич Толстой с детства и до глубокой старости был один и тот же: всю жизнь он искал зеленую волшебную палочку, на которой написана тайна о том, как сделать всех людей счастливыми. Его любимые герои стремятся “быть вполне хорошими”, пытаются открыть смысл жизни, назначение человека на земле.

К таким думающим людям относится и иван Васильевич из рассказа “После бала”, написанного в 1903 году. Это произведение имеет кольцевую композицию. Действие его происходит в восьмидесятые годы девятнадцатого века. Рассказчик – “всеми уважаемый человек”, мыслящий, правдивый, искренний, скромный, говорящий увлеченно и убедительно. Доказывая правильность своих мыслей, он приводит в пример эпизоды из собственной жизни. Читатель сразу же проникается доверием к такому рассказчику. В обществе речь зашла о том, что “для личного самосовершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди”.

Таким образом, философской проблемой рассказа является проблема нравственного самоусовершенствования. Иван Васильевич утверждает, что “все дело в случае”, который может внутренне изменить человека. Рассказчик задается вопросом: может ли человек “сам по себе понять, что хорошо, что дурно”. Как формируется понятие добра и зла: под влиянием среды или это понятие заложено в самом человеке? В рассказе ставится проблема ответственности человека за существующее в мире зло.

Иван Васильевич подчеркивает, что вся его жизнь “сложилась так или иначе не от среды”, а от одного утра. История рассказчика произошла в сороковые годы девятнадцатого века. Пожилой, умудренный опытом и жизнью герой смотрит на себя с временной дистанции в сорок лет. история делится на две части: на балу и после бала.

Описанию сцены бала предшествует своеобразная экспозиция, в которой Старый Иван Васильевич рассказывает о себе в молодости, указывая на тогдашнее свое “недумание”. Студент провинциального университета, он жил “как все”: учился, веселился, завел лихого иноходца, “катался с гор с барышнями”, “кутил с товарищами”. Это было время самой сильной любви к дочери полковника Вареньке. Юноша чувствовал себя “каким-то неземным существом, не знающим зла и способным на одно добро”. Своей любовью герой обнимал весь мир, а к отцу Вареньки испытывал “какое-то восторженно-нежное чувство”....

В сцене бала важное значение имеет портрет полковника, в котором подчеркивается его сходство с Николаем 1 и “ласковая, радостная улыбка, как и у дочери”.

К значимым деталям относится и замшевая перчатка. Прежде чем начать танцевать мазурку, Петр Владиславович натягивает на правую руку перчатку и при этом произносит: “Надо все по закону”. Думаю, эта фраза – жизненное правило полковника.

Особенно умилили влюбленного молодого человека старые опойковые сапоги Петра Владиславовича. Перед нами заботливый отец, жертвенно отказавшийся от модных сапог, “чтобы вывозить и одевать любимую дочь”.

После бала молодой человек не может заснуть и отправляется побродить по городу. Невольно он оказывается возле дома Вареньки.

В душе влюбленного “все время пело и изредка слышался мотив мазурки”. Но вот из мира реальной действительности прорывается “какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка”. теперь вместо белого платья Вареньки – черные мундиры солдат. Вместо “сияющего зарумянившегося с ямочками лица и ласковых, милых глаз” любимой девушки – “сморщенное от страдания лицо” беглого татарина. Вместо заботливого и любящего отца – жестокий человек, который руководит экзекуцией. Своей сильной рукой в замшевой перчатке полковник бьет по лицу “малорослого, слабосильного солдата” за то, что тот “недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина”.

Важно, что эта безобразная сцена происходит в последний день масленицы, в Прощеное воскресенье. “Братцы, помилосердуйте”, – всхлипывал жалобно наказываемый. Но братцы не милосердствовали. Читатели приходят к выводу, что государственный закон и христианская заповедь о сострадании и всепрощении противоположны по своей сути.

Что же произошло с рассказчиком, ставшим свидетелем этой экзекуции? Он испытал сильное нравственное потрясение, но понять произошедшего не мог. Герой не поступил ни на военную, ни на какую другую службу, а его любовь к Вареньке “пошла на убыль”.

Это и был тот случай, который переменил всю жизнь Ивана Васильевича. Он понял, что состояние общества ненормально, и единственное его решение – “неделание”, то есть неучастие в этом зле, что царит вокруг.

Человек несет ответственность за свои поступки, и нравственный выбор зависит только от него самого. Счастливым быть он не имеет права, пока существует зло и страдание.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Проблематика рассказа “После бала”
?