Проблема отцов и детей прощание с матерой

Родина. Какое емкое слово. И каждый человек вкладывает в него свой смысл. Для одних — это огромная страна с ее необозримыми просторами. Для других — место, где родился и вырос, где находится отчий дом — «начало начал». Однако, есть и общее, объединяющее всех людей чувство — любовь к этой самой родине, к родной земле, к людям живущим на ней. Это чувство мы впитываем с молоком матери и проносим его через всю свою жизнь, передавая, как заповедь, будущим поколениям. Огромная заслуга в этом принадлежит и нашим поэтам и писателям, произведения которых воспитывают в людях патриотизм и ответственность за судьбу своей страны, своего народа.

О безграничной любви к Родине пишет и Валентин Распутин. Обычно чуждый патетики, громких слов писатель восторженно говорит об этом чувстве: » Удивительно и невыразимо чувство Родины… Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час проникновенности и отзвука!» Но не только великую страну воспевает он в своих произведениях, нежное и трепетное отношение проявляется у него и к малой родине, которая так много значит для писателя. Повесть «Прощание с Матерой» служит отражением этой любви, выявляет и показывает ее нравственные истоки. Исследуя духовный мир человеческой личности, автор затрагивает вечные вопросы бытия: жизни и смерти, добра и зла, верности и предательства, чуткости, щедрости людских сердец и их черствости. Он поднимает проблему связи времен, связи поколений. «Прощание с Матерой» — своеобразная драма народной жизни, повествующая о человеческой памяти, о верности своему прошлому, своим корням.

Сюжет повести связан с деревней Матера, которая вот-вот должна погибнуть: для строительства электростанции на реке возводят плотину, и поднявшаяся вода затопит островок вместе со всем, что на нем находится. Автор описывает приближающийся момент катастрофы, отчаянное положение людей, не способных противостоять надвигающейся беде. Можно сказать, что Распутин создает особый тип «повести — драмы» о судьбе человека, но исследуется эта драматичная, сжатая до пространства деревни и острова трагедия, совсем не драматургическим способом: она переводится в глубины характера, в безмолвие душевных тревог. Именно в прощании с Матерой, с этой крестьянской Атлантидой, почти святой землей, обетованным островом, уходящим на дно рукотворного моря, и раскрываются герои Распутина.

Триста лет обживали русские крестьяне то место, где стоит деревня Матера. И сейчас, неторопливо, без спешки, течет жизнь на этом острове, отгороженном от чужого и злого мира водами реки. Водный рубеж — лучшая граница. И люди счастливы и спокойны в своем замкнутом мире. Родная деревня является для них матерью, которая заботливо растит своих детей. А они отвечают ей великой любовью. И разве можно оторвать ребенка от матери, тем более от такой доброй и красивой? Глазами главной героини повести, Дарьи, мы видим необычайную красоту этой маленькой родины-матери: «От края до края. от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре — всего. отделившись от материка, держала она в достатке — не потому ли назвалась громким именем Матера». Именно эту прелесть. красоту первозданной природы тяжело и грустно терять жителям деревни. Им не нужны благоустроенные квартиры, где есть отопление и газовые плиты. Не в этом для них счастье. Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печь, попить чаю из самовара, прожить всю жизнь около родительских могил, а когда придет время, лечь рядом с ними. Так думает самая старая жительница деревни — Дарья. Этот образ поражает читателя своей точностью и конкретностью, в нем просматриваются черты настоящего философа, со своим оригинальным мировоззрением и системой ценностей: «Ты не просто человек, творящий себя с нуля, ты — сын или дочь, большая часть тебя уходит в прошлое, в предков, они дали тебе все: само существование, оставили в наследство навыки, умения, средства». Именно Дарья формулирует главную мысль произведения, которую сам автор хочет донести до читателя: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Отсюда и ее глубоко личная тема ответственности перед умершими. Эта женщина является некой хранительницей вечности, поэтому переселение для нее подобно смерти. К сожалению, верными своей маленькой родине, Матере, остаются только старики и старухи. Егор. Настасья, Сима, странник, юродивый Богодул — всем им больно расставаться с родной землей, которая вынянчила и вырастила их. Снова и снова откладывают они переезд и грудью встают на защиту своих святынь. Вспомним, как отчаянно борется Богодул за сохранение кладбища, как старушки до последней ночи ползают по нему, втыкают обратно кресты, восстанавливают надгробия.

Старое поколение деревни можно условно отнести к «отцам». Но есть на острове и молодежь, которая с легким сердцем готова оставить Матеру. Андрей, Петруха, Клавка Стригунова — это «дети», радующиеся предстоящим переменам. Как мы знаем, взгляды «отцов» и «детей» очень часто различны, поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен. И если в романе Тургенева «Отцы и дети» правда была на стороне «детей», на стороне нового поколения, то в повести «Прощание с Матерой» ситуация совсем противоположная: молодежь отказывается от того единственного, что делает возможным сохранение жизни на земле, — от обычаев, традиций, национальных корней. Именно с этим связывает Распутин и потерю нравственности. Он заставляет читателя задуматься над тем, будет ли человек, покинувший родную землю, счастливым. Сжигая за собой мосты, покидая Матеру, не потеряет ли он свою душу, свою жизненную опору.

Повесть звучит как предупреждение нам, нынешнему поколению, которое начинает забывать свои истоки, свою историю. Все тревожнее становится за молодое поколение. Стремясь к новой жизни, которая становится гораздо легче благодаря научным открытиям и техническим изобретениям, человек подчас и сам превращается в бездушную машину, теряя все человеческое. Что будет с Россией? Что ждет ее в будущем? Распутин выражает надежду и веру в то, что наши люди в силах сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа. А для этого им надо быть на ней не временными жильцами, а вечными хранителями, как Дарья, чтобы не испытать перед потомками чувства вины за утрату чего-то родного, близкого сердцу, без чего не будет счастья, да и самой жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Вы сейчас читаете сочинение Проблема отцов и детей прощание с матерой
?