Природа и человек в произведениях современной литературы
В. П. Астафьев в силу жизненного опыта избрал особый ракурс изображения народной жизни. Он близок «деревенщикам», но в большей степени анализирует общую ситуацию с гибельным наступлением цивилизации на природу. Его главные книги «Последний поклон», «Царь-рыба» своеобразны в жанровом отношении: составлены из очерков, рассказов, воспоминаний, новелл, анекдотов, притч, авторских отступлений и размышлений.
Писатель с тревогой пишет о том, что наступление человека на природу, победа над ней оказывается поражением цивилизации,
Симпатии писателя связаны с людьми другого типа. Молодой, бесшабашный Аким в своих не очень-то целенаправленных блужданиях по свету
Библейские ассоциации, философский подтекст, богатый и разнообразный язык, активное участие автора в оценке персонажей, разговоре с читателем — все это отличительные особенности прозы Астафьева, обеспечивающие его книгам прочное место в ряду самых популярных современных произведений.
Во многом поиски Астафьева близки Ч. Т. Айтматову, киргизскому писателю, который с 1970-х годов создавал свои произведения на русском языке, позже переводя их на родной. В его романах «Буранный полустанок», «Плаха» активно используется современный материал, фольклорные и фантастико-аллегорические сюжетные моменты, поднимаются эколого-философские и нравственно-социальные проблемы. Писатель предупреждает о губительности для отдельных людей и человечества в целом того пути развития, когда ненужными, лишни ми оказываются историческая память, связь с предка ми, совесть воспринимается как помеха в делах, сердечность и доброта считаются анахронизмом.