Преступление и наказание Раскольникова сочинение
Родион Раскольников является главным героем бессмертного романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Весь сюжет произведения завязан фактически на его трагедии, на его преступлении и его наказании.
Родион Раскольников практически в самом начале произведения убивает процентщицу, «гадкую старушонку», «вошь», по определению самого героя. Что же стало причиной совершенного преступления?
Во-первых, тот мир, в котором живет Раскольников. Бедственное положение окружающих давит на главного героя. Повсюду ему встречаются
Однако наравне с этим есть еще одна причина, подтолкнувшая Раскольникова на совершение преступления. Это его теория, в соответствии с которой есть люди обыкновенные и люди необыкновенные. Обыкновенные люди — это «твари дрожащие», которые обязаны быть послушными и достойными презрения. «Необыкновенные» люди — это сильные люди, которые имеют право преступить закон, молчаливо принятый большинством, а значит — перешагивать через трупы, через кровь. И Родион решает провериться самого себя. «Мне надо было узнать тогда. вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?» — признается он потом Соне.
Но Раскольников не предвидел последствия, которыми обернулось его преступление. Нет, Раскольникова не поймали, его даже не подозревали в совершении убийства. Не физическим наказанием обернулось убийство старушки-процентщицы и ее сестры для Родиона Романовича, а наказанием внутренним. Совесть, страх, преступление нравственности мучают Раскольникова на протяжении всего романа. Герой отдаляется от своих близких: от матери, от Дуни, от Разумихина. Он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех».
Раскольников страдает от того, что становится похож на тех, кого до этого презирал. Его тошнит от Лужина и Свидригайлова, но их объединяет совершение ими преступлений и прочих дурных поступков.
В конце концов, Раскольников не выдерживает внутриличностного раскола и решает признаться в содеянном. Наказание совести становится для главного героя страшнее, чем страх каторги или тюрьмы. Борясь на протяжении всего романа с самим собой, он решает сдаться и освободить себя от душевных мук, так долго его терзающих. Наконец, получив наказание физическое, он освобождается от наказания внутреннего.