Повесть о Ерше Ершовиче
«Повесть о Ерше Ершовиче» — тоже сатира на судопроизводство. Но если в «Повести о Шемякином суде» высмеиваются взяточничество и несправедливость, то здесь осмеянию предан самый процесс судопроизводства с его бюрократизмом, канцелярщиной и крючкотворством. Повесть писана языком, которым велись судебные акты, и этот же язык перешел в сказку. Здесь сатирически изображены те тяжбы за землю, которые были особенно часты в середине XVII века.
Истцом выведен лещ, обитатель Ростовского озера. Лещ — боярин, Ростовское озеро — его
Вся соль этой повести не в сюжете, а в пародировании всего процесса судопроизводства. Здесь выводятся еще пристав — окунь, понятые — голавль и язь, дьяк — сом, доводчик (следователь) — карась, писарь — вьюн и т. д. Все они — пройдохи и плуты, но плуты неловкие, а ерш — плут ловкий и уходит от их суда. Язык как повести, так и сказки пародирует язык судебных актов, изложение уснащается рифмами и прибаутками.
Для лучшего понимания этой сказки необходимо иметь в виду, что судьями были не чиновники, а богатые бояре и помещики; споров за земли и право владения было много, и судьи судили не в пользу мелкого люда, а в пользу богатых земледельцев, к которым они принадлежали сами. В таких судах процветали и взяточничество, и несправедливость. Сказка не могла бы стать столь популярной, если бы не отразида судебной практики, которая из Москвы распространялась по всей стране. Этим объясняется наличие различных версий и множество вариантов, в разбор которых я входить не могу. Как переписчики, так и рассказчики вносили свою творческую долю в изложение этой сказочной повести.
Третья сказочная повесть, на которой хотелось бы остановиться, — это повесть о куре и лисе. Повесть эта подробно исследована в книге В. П. Адриановой-Перетц.
29 рукописных текстов. 3 редакции: прозаическая, стихотворная, смешанная.
Она знала также 8 русских и один украинский фольклорный текст. В настоящее время известно 13 русских фольклорных текстов. Эта сказка представляет собой сатиру на мнимое, показное благочестие и на духовенство. Сюжетная схема в фольклоре сводится к следующему: лиса пробует украсть у мужика куру, но петух поднимает шум, и лиса убегает.
Чтобы дать представление о языке этой сказки, цитирую запись Никифорова (Адр.-Пер. 200). Лиса уходит в лес, ложится под кусты и лежит там три дня. Подымая взор, она видит петуха, который сидит на дереве. Она прикидываются смиренницей и предлагает петуху спуститься на землю и исповедаться в своих грехах, из них главный — многоженство и пренебрежение к церкви: он не ходит на исповедь. На слова петуха, что лиса еще недавно хотела украсть куренка, она говорит, что это была другая лиса, а не она.
Лиса хватает его в когти, уносит и издевается над ним. Петух обещает лисе, что он может устроить ее у просвирни. Они будут есть досыта и жить богато. Лиса отпускает петуха петух летит на дерево и, в свою очередь, издевается над лисой.