Поэтика Фета

Поэтика – это раздел теории литературы, изучающий структуру литературных произведений и систему эстетических средств, в них используемых. Общая поэтика исследует художественные средства и законы построения любого произведения, способы воплощения авторского замысла в зависимости от жанра, литературного вида и рода. Описательная поэтика выявляет особенности конкретных произведений конкретных авторов или целых периодов и направлений.

Историческая поэтика изучает развитие литературно-художественных средств (фигуры, рифмы) и категорий (художественное время, пространство, ритм). В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы; в узком – с исследованием поэтической языковой или художественной речи. Термином “поэтика” обозначают также систему художественных средств, характерных для поэта, направления, нации, эпохи (например: “Поэтика русского реализма”).

Итак: “Шепот. Робкое дыханье…”

Тема этого стихотворения любовная. Об этом говорят такие строчки: “…И лобзанья. “.

Главная мысль выражается в следующем: Герои он и она. Они не имеют ни имен, ни возраста. Читатель просто чувствует их присутствие в стихотворении.

Любимая пора влюбленных – ночь: “…Свет ночной, ночные тени…”

Стихотворение начинается с появления самих героев: “…Шепот, робкое дыханье…”.

И не случайно со слова “шепот”, ведь ночью нельзя кричать, тем более на свидании. Отсюда и дыхание – робкое. Это говорит и о том, что герои все-таки юны.

Со второй строчки в ткань произведения “вплетен” и еще один герой – соловей. Он не просто созерцает мир и влюбленных, он еще и поет: “…Трели соловья…”, – дополняя прекрасную картину любви, царящей “во вселенной”.

Третья и четвертая строка знакомят нас с ручьем. Но у Фета это не просто географическое понятие, это еще и фон, и следующий герой этого стихотворения. У поэта он олицетворен.

Ручей спит (“…сонного…”). И в то же время движется (“…колыхание…”). И вода в ручье похожа под лунным светом на серебро, поэтому Фет использует метафору: “…Серебро и колыханье сонного ручья…”.

Композиционно стихотворение делится на три части. И начало второй части: “…Свет ночной, ночные...

тени…”, – это уже середина ночи. То есть вторая часть передает не только глубину ночи, но и глубину чувств героев. Ночь прекрасна, ничто не мешает влюбленным.

Чувства героев развиваются от “шепота” и “робкого дыханья” к “ряду волшебных изменений милого лица”. Поэт не описывает событий, а единственной строчкой смог раскрыть всю гамму чувств, переживаемых героями.

Третья часть – утро: “…И заря, заря!…”

Но какое оно у Фета! Читатель переносит свой взгляд на небо. Перед нами “дымные тучки”. Эпитет “дымные” подчеркивает их легкость, невесомость, чистоту, и это не случайно, ведь в стихотворении речь идет о любви. Автор использует цветную символику: “…пурпур розы, отблеск янтаря…”. И перед нами возникает картина зари, раннего утра с легкими облаками, окрашенными в розовато-желтоватый цвет…

Влюбленные даже не заметили, как пришла ночь, для них она пролетела как одно прекрасное мгновение, может быть поэтому в конце стихотворения появляется слово – “…слезы…” – говорящее о том, что наступает миг расставания.

Все стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из однородных членов – подлежащих (между ними ставится запятая). Оно и читается на одном дыхании, с перечислительной интонацией. Полностью все стихотворение – это одно большое назывное предложение.

Кстати, назывными являются односоставные предложения, в которых утверждается наличие предметов или явления: “Шепот, робкое дыханье…”

Назывные предложения в основном очень кратки (лаконичны), но не всегда (как мы убедились). Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия: “..Свет ночной, ночные тени, тени без конца…”.

В назывных предложениях подлежащее может распространяться только определениями: “…Робкое дыханье…”.

Приемы построения стихотворения, используемые поэтом, изобразительно-выразительные средства направлены на то, чтобы передать главную мысль произведения: любовь – прекрасное чувство на Земле.

В следствие всего этого стихотворение А. А. Фета “Шепот, робкое дыханье, трели соловья…” – это все же прекрасная картина, с посягательствами на законы поэтики


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Поэтика Фета
?