Поэт и революция в лирике Маяковского


В советском литературоведении Владимир Маяковский считался “адептом” социалистической революции, поэтом, который полностью принял переворот 1917 года и добровольно посвятил свой талант “правому делу трудящихся”. Сейчас мы понимаем, что, наверное, все не так однозначно и прямолинейно было во взглядах великого поэта. Однако, действительно, в его творчестве очень большое место занимают произведения, посвященные Октябрьской революции.
В литературу Маяковский входит как революционный романтик, решительно отвергнувший мир капитализма. Лейтмотивом дооктябрьского периода творчества поэта становится бунтарский крик: “долой буржуазную цивилизацию, враждебную самому прекрасному, что создано природой и историей, – человеку!”
Страдания людей в условиях капиталистического общества, уродующего истинную мораль, нравственность и культуру, подталкивали Маяковского ко все более активной агитации народных масс за революционное решение проблемы. Уже в поэме “Облако в штанах”, написанной в 1914 – 1915 годах, поэт пророчествовал:
В терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
С октября 1917 года начинается новый этап в творчестве Маяковского. Мрачные картины людского горя, страданий уступают место мажорному, одическому утверждению начавшихся в стране коренных перемен, свершившихся благодаря революции. Отношение

поэта к этому явлению можно проследить на примере таких его произведений, как поэтохроника “Революция”, стихотворения “Ода революции”, “Приказ по армии искусства”, “Левый марш”.
В “Революции”, написанной в апреле 1917 года, Маяковский создает почти осязаемый образ свершившегося. Он описывает события, происходившие в Петрограде, с документальной точностью историка, заключенной в стихотворной форме повествования. Но, в то же время, документальность здесь сочетается с оригинальным восприятием событий, рождающих в воображении автора романтический образ:
И вот неведано,
из пенья толпы ль,
из рвущейся меди ли труб гвардейцев
нерукотворный,
сияньем пробивая пыль,
образ возрос.
Горит.
Рдеется.
Эти строки прекрасно иллюстрируют отношение поэта к революции. Он обожествляет ее, наделяет способностью “сияньем” пробивать “пыль”. Маяковский искренне верит в силу этого “нерукотворного образа”, который способен разрушить “тысячелетнее “Прежде”, “пересмотреть миров основу”.
Лирический герой, с которым, по сути, отождествляется Маяковский, ощущает себя частью народных масс, вышедших на борьбу против “двуглавого орла” – символа империализма. Он восклицает: “Мы победим! Слава нам!”
Поэт в этом произведении утверждает мысль о мировой революции, которую он будет развивать на протяжении всего творческого пути:
Мы все
на земле
созданы одной,
жизнь созидающей рати…
– Граждане!
… Идем
запутавшемуся миру на выручку!
“О, четырежды славься, благословенная!” – восклицает Маяковский в стихотворении 1918 года “Ода революции”. В нем поэт откровенно восхваляет “нерукотворный образ”, славящий “человечий труд”. “Освистанной”, “осмеянной батареями” революции “восторженно” возносит он “оды торжественное “О”!”. Поэт восторгается победой ее над обывательщиной, которая, зализывая раны, выкрикивает: “- О, будь ты проклята трижды!”
Изменения, которые революция внесла во все сферы жизни общества, не могли не коснуться и искусства, о чем Маяковский пишет в “Приказе по армии искусства”. В нем он выражает мысль о том, каким должен быть творческий человек в период перемен. Поэт призывает художников всякого рода воспеть “революции дни”, вытереть “из сердца старое” и совершить “в будущее прыжок”. Он пропагандирует активную жизненную позицию “поэта-рабочего”, трудящегося на благо нового строя, утверждая:
Только тот коммунист истинный,
кто мосты к отступлению сжег.
После того, как в СССР активно начала внедряться мысль о внутренних и внешних врагах, Маяковский встает на “защиту” революции. Эта идея нашла отражение в его стихотворении “Левый марш”. Оно посвящено конкретному адресату – матросам и отразило реальные черты времени. Этим произведение сильно отличается от всего, что было создано Маяковским в первые послеоктябрьские годы.
В “Левом марше” на художественном уровне показана железная поступь революции, ее организованный характер. Это передано поэтом маршевым ритмом и многократным повтором команды: “Левой! Левой! Левой!”. Стихотворение звучит призывом развернуться в марше и пойти против старого мира, живущего “законом, данным Адамом и Евой”. Герой Маяковского открыто побуждает крепить “у мира на горле пролетариата пальцы”, чтобы “в солнечный край непочатый, за голод… шаг миллионный печатать”.
Таким образом, тема поэта и революции – одна из ведущих тем “послеоктябрьского” Маяковского. В своих произведениях поэт выразил “революционные” ожидания и надежды на изменения, которые принесут свободу, равенство, братство всем людям, не только в СССР, но и в масштабе планеты. Думаю, долго время поэт верил в эти “установки”. Однако ему пришлось трагически разочароваться в них, что и привело, на мой взгляд, этого талантливого художника к гибели.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Поэт и революция в лирике Маяковского
?