“Петербург в романе Достоевского” сочинение

Роман “Преступление и наказание” – одно из ярких произведений Ф. М. Достоевского, в котором автор поднимает глубоко нравственные вопросы. Здесь автор изображает человека, который прошел через многие страдания к постижению истины.

Особое место в романе занимает образ Города. Петербург Достоевского представляет собой совсем не тот “Царственный град Петра” – воплощение силы, власти и роскоши. Совсем нет! Перед нами другой образ города: “…Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летная вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины”.

В этом городе много людей, потерявших смысл жизни. Очень часто они кончают с собой, не выдерживая своего унылого существования. В Петербурге сосуществуют богатые и бедные, роскошь и нищета, черные лестницы, облитые помоями, и шикарные парадные подъезды. По мнению автора, этот город мертв. Здесь просто невозможно оставаться равнодушным к окружающей действительности, все вызывает раздражение и душевное беспокойство. Разным слоям общества Петербург представляется по-разному. Кто-то видит в нем праздничность, перспективность. А для кого-то – это город серости и безысходности.

Я думаю, что именно Петербург, его среда, его действительность могли способствовать возникновению теории Родина Раскольникова. Этот молодой человек жил в каморке, “которая походила более на шкаф”, чем на квартиру: “Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстающими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что что-то стукнешься головой о потолок”. Лежа здесь часами, Раскольников, в конце концов, приходит к мысли об убийстве. Очень символичны, по моему мнению, желтые обои в комнате Родиона, ибо они ассоциируется с болезнью, нищетой. Больше того, многие дома в Петербурге окрашены в желтый цвет, “мебель желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке у Лужина, желтоватые обои в комнате Сони.

Человек в Петербурге...

одинок, и, чаще всего, находится один на один со своими проблемами, со своей душевной болью. Петербург у Достоевского становится своеобразным участником всей жестокости, пошлости и грязи.

Писатель очень часто прибегает к мимолетным, коротким описаниям жизни города глазами героя. Таково описание “горячительных” заведений, из которых выбегали женщины, одетые, как ходят “по соседству – простоволосые и в одних платьях. В двух-трех местах они толпились на тротуаре группами, преимущественно у сходов в нижний этаж, куда, по двум ступенькам, можно было спускаться в разные весьма увеселительные заведения”. Петербург становится олицетворением духовного и физического уродства общества. Здесь продается и покупается все, включая тело и душу человеческую.

Лишь только раз, как в тумане, возникает величественный Петербург перед Раскольниковым: “Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта картина…”. Но в романе Достоевского Петербург становится враждебной для человека силой.

Безрадостна, чужда и далека от главного героя удивительно прекрасная панорама Исаакиевского собора и Зимнего дворца. Но такое безразличие к красивым местам “города противоречий” было свойственно для всех бедных людей, живущих в трущобах и в самых грязных районах Петербурга, поскольку сознание этих людей заполнено только одним – чувством страха перед будущим.

Родион Раскольников, как человек тонкой душевной организации, чувствует свою зависимость от ужасного Петербурга. Не раз в своих фантазиях он желал изменить этот город к лучшему: “Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь”.

Таким образом, можно говорить о том, что Петербург становится не только социальным фоном, на котором разворачиваются события романа. Петербург – это полноправный герой “Преступления и наказания”, злой дух, губящий человеческие души. Нельзя давать однозначную оценку этому городу в романе, ибо он представлен в произведении разнообразным и противоречивым.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение “Петербург в романе Достоевского” сочинение
?