Пейзаж в лирике Фета

А. А. Фет — замечательный поэт второй половины XIX века, сделавший важный вклад в развитие русской литературы. Одна из главных заслуг Фета состоит в том, что он проложил дорогу для нового способа изображения природы в лирике, основанного на импрессионизме. Это означает, что пейзаж в стихотворении не статичен — он постоянно изменяется, и каждый миг этого изменения важен для поэта.

Словно художник, он резкими «мазками»- отдельными словами запечатлевал, например, переход от заката к сумеркам, от ночи к рассвету. Другой важной особенностью

было то, что читатель видит в стихотворении не реальный пейзаж, но его преломленное через восприятие лирического героя отражение. Соответственно акцент автором делался не на саму природу, а на вызываемые ей чувства; потому стихии для Фета не были одушевлены и несли в себе чисто эстетическую красоту.

Обратимся к стихотворению «Вечер». Каждая строка первой строфы передает сменяющие друг друга состояния закатного солнца, при этом автор так и не называет сам предмет, что дает впечатление размытости. Для создания эффекта скоротечности поэт специально использует параллелизм в построении строк, не останавливаясь

на одном конкретном моменте времени чуть больше или меньше, тем самым показывая их равноценность.

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу.

Тем не менее, Фет намеренно не уделяет внимание ночи. Читатель даже визуально не видит ее прихода после сумерек, мы только понимаем эмоции лирического героя, которому уже «то сыро, то жарко», он уже ощущает «вздохи дня в дыханье ночном». Можно сказать, что герой с нетерпением ждет наступления утра, потому не обращает внимание на темноту вокруг, с самого ее начала ищет в ней признаки изменения. Поэт, следуя эмоциям лирического героя, рисует пейзаж, выделяя и оттеняя те его черты, которые соответственно важны или не важны для него.

Рассмотрим другое стихотворение А. А.

Фета — «Это утро, радость эта…». С самого начала бросается в глаза главная его особенность — в произведении нет ни единого глагола, оно состоит только из однородного ряда существительных. Тем не менее, здесь нет статичности — перед читателями урывками сменяются виды, объекты и ощущения. Все они представляют собой различные явления, наблюдаемые весной, и выделяются только эмоциональным откликом, вызываемым у лирического героя. Например, день и солнечный свет обладают для героя особенной «мощью»- чудодейственной силой изменения и жизни, благодаря которой мертвый февральский пейзаж расцветает на глазах. Дальше в отдельную строчку с меньшем количеством стоп поэт выносит изображение неба — «этот синий свод». Метафора здесь нужна для того, чтобы выделить это

Создается впечатление, что герой воспроизводит все эти картины по памяти, выбирая самые, на его взгляд, важные впечатления. Потому в его восприятии могут находиться рядом «горы и долы» и «мошки и пчелы»- несопоставимые по размерам вещи. Тем не менее, здесь нет антитезы — наоборот, и те, те явления одинаково важны для героя в его понимании весны.

Итак, изображение природы в лирике Фета уникально для русской поэзии XIX века. В первую очередь, это связано с подходом автора — пейзаж в его творчестве не статичен, минутные состояния природы постоянно сменяют друг друга. При этом на них прямо влияют впечатления лирического героя, его эмоции при виде тех или иных картин. В зависимости от этого отклика в душе героя, автор расставляет акценты на те или иные детали, словом, меняет пейзаж под настроение самого стихотворения. Также Фет не закладывал глубокого философского посыла в своей пейзажной лирике — он видел в природе только эстетическую красоту, которую и стремился запечатлеть в лучших импрессионистах традициях.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Пейзаж в лирике Фета