Особенности лирического героя в поэзии Есенина

Без умения видеть мир по-своему, без способности сочувствия, человечности, без искренности и впечатлительности нет поэта. Именно этими качествами и обладал Сергей Есенин. Чувство большой любви связало его с родной рязанской землей, которая подарила ему мир поэтических образов: и прекрасные зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюг, и запах сосны, и рыжие стога. Все это составило многоцветный мир, который впитал в себя поэт.

Родная земля сделала есенинскому герою поистине бесценный подарок, священными узами связав с народом. Это были и общие взгляды на жизнь и мудрость, и представление о добре, о счастье, о несчастье. В поэте жила народная душа, воспитанная всем крестьянским обиходом родного села, теми песнями, поверьями, сказаниями, которые были главным источником его творчества. Поэтому и приходилось Сергею Есенину разделять участь народа и в короткие радостные мгновения, и в долгие годы горя.

Лирический герой предстает перед читателями верным сыном своей родины, которая представлена “хатами, в ризах образа”, а “ивами кроткими монашками”. Ему очень дорога Россия. Герой выражает свое неподдельное чувство любви к родному краю, говоря:

Черная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Именно самобытность и патриархальность России отражена в стихах Есенина, это и будоражило чувства героя. В есенинских стихах присутствует “русский дух”, от них “Русью пахнет”.

Лирический герой смотрит на себя со стороны, то есть пишет о том, что было когда-то и чего уже нет теперь: “Сам себе казался я таким же кленом”. Настроение и чувства его созвучны природе, поэт ищет у нее спасения и успокоения. Природа сопоставляется с переживаниями человека:

Ходит девушка по бережку грустна,

Ткет ей саван снежнопенная волна,

Не нашлось мое колечко.

Я пошел с тоски на луг.

Мне вдогон смеялась речка:

“У милашки новый друг”.

Октябрь 1917 года казался Есенину символом грядущих перемен, осуществления надежд и мечтаний. Лирический герой, перевоплотившись в пророка, начинает создавать свой мир – христианский рай.

Картины, создаваемые поэтом, – утопия, земля мечты. Вот почему уже в стихотворении “Иорданская голубица” четко звучит мотив потерянности и...

неопределенности. Лирический герой ждет перемен. Его терзают сомнения: вера в близкое светлое будущее (“слышу в тумане я светлую весть”) и одновременно грусть в глазах. Так рушилась мечта о счастье, справедливости, доказывая этим, что революция не оправдала надежд, не стала спасением:

Мать моя родина,

Радуюсь песней я

Этот период явился мировоззренческим кризисом и для Есенина, и для его героя. Молодой юноша превратился в гуляку, обитателя кабаков:

Я страдал… Я хотел ответа…

Не дождался… уехал…

В цикле “Москва кабацкая” мы слышим мотивы одиночества, отвергнутости. Образ хулигана, цинизм слов и фраз явились символом несчастной судьбы, горя, тоски. Топить свое горе в вине – не выход. Герой понимает это, и уже в другом цикле “Персидские мотивы” происходит его преображение. Теперь в “сказочном Востоке” лирический герой стремиться обрести гармонию. Эти стихи полны раздумий о прошлой жизни, являются своеобразной исповедью:

Издревле русский наш Парнас

Тянуло к незнакомым странам,

И больше всех лишь ты, Кавказ,

Звенел загадочным туманом.

Но даже Босфор и голубая Персия не смогли завоевать сердце есенинского героя. Смотрел он из “ковровой Персии” на Россию и опять видел в ней Русь – “деревенскую”, “буйственную”, “златую”. Героя тянет в “родной дом”, в “край разливов грозных и тихих вешних сил”.

Вернувшись на родину, лирический герой переосмысливает действительность. “Грустная радость” возвращения сменяется чувством отчуждения и неприкаянности: и отцовский дом сгорел, герой чувствует иностранцем себя в своей стране.

Центральным произведением этого периода становится “Черный человек”. В бреду лирический герой встречается с Черным человеком, являющимся олицетворением всего грязного и больного. Выпотрошив из себя все черное, герой остается опустошенным, так как тот был его душой.
Слиянию лирического героя с Черным человеком способствует одна деталь – цилиндр. Этим показывается нереальность Черного человека, созданного больным воображением героя и превратившегося во второе “Я”. И в нем нет больше силы, чтобы начать новую жизнь, так как былая рана дает о себе знать.
Лирический герой Сергея Есенина, ставший двойником, отражением поэта, прошел свой путь в постоянных исканиях и, что самое горькое, в постоянных разочарованиях.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Особенности лирического героя в поэзии Есенина
?