Основные темы и идеи лирики Фета

В личности Афанасия Фета удивительным обра­зом сошлись два абсолютно разных человека: ог­рубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до послед­него вздоха (а умер он в возрасте 72 лет) певец кра­соты и любви. Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского поме­щика Шеншина, который увез мать поэта от его от­ца. Но обман раскрылся, и Фет в течение многих лет испытывал на себе, что значит быть незаконнорож­денным. Главное, что он лишился при этом статуса дворянского сына. Он пытался “выслужить” дворян­ство, но 13 лет армейской и гвардейской лямки ниче­го не дали. Тогда он женился по расчету на старой и богатой женщине, стал жестоким и прижимистым сельским хозяином-эксплуататором. Революцио­нерам и даже либералам Фет никогда не сочувство­вал и, чтобы достичь желаемого дворянства, долго и громко демонстрировал свои верноподданнические чувства. И только когда Фету было уже 53 года, Александр II наложил благоприятную резолюцию на его прошение. Доходило до смешного: если тридца­тилетний Пушкин считал оскорблением пожалова­ние ему царем камер-юнкерского звания (это при­дворный чин, обычно даваемый молодым людям до 20 лет), то этот русский лирик специально выхлопо­тал себе камер-юнкерство уже в 70 лет.

И при этом Фет писал божественные стихи. Вот стихотворение 1888 года:

Полуразрушенный, полужилец могилы,

О таинствах любви зачем ты нам поешь?

Зачем, куда тебя домчать не могут силы,

Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь?

Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь;

В напевах старческих твой юный дух живет.

Цыганка старая одна еще поет.

То есть буквально два человека жили в одной обо­лочке. Но какая сила чувства, мощь поэзии, какое страстное, юношеское отношение к красоте, к любви!

Поэзия Фета недолго имела успех у современников в 40-е годы, а в 70 – 80-х годах это был успех весьма ка­мерный, отнюдь не массовый. Но массам Фет был зна­ком, хотя они не всегда знали, что популярные роман­сы, которые они распевают (в том числе и цыган­ские), – на слова Фета. “О, долго буду я в молчанье ночи тайной. “, “Какое счастие! и ночь и мы одни. “, “Сияла ночь. Луной был полон сад. “, “Давно в любви отрады мало. “, “В дымке-невидимке” и, конечно, “Я тебе ничего не скажу. ” и “На заре ты ее не буди. ” – вот лишь некоторые стихотворения Фета, положенные на музыку разными композиторами.

Лирика Фета тематически крайне бедная: красота природы и женская любовь – вот и вся тематика. Но какой огромной мощи достигает Фет в этих узких пределах. Вот стихотворение 1883 года:

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер.

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

Только в мире и есть, что душистый

Милой головки убор.

Только в мире и есть этот чистый

Влево бегущий пробор.

Философской его лирику назвать трудно. Мир по­эта очень узкий, но какой же он...

прекрасный, полный изящества. Грязь жизни, проза и зло жизни не прони­кали в его поэзию никогда. Прав ли он в этом? Видимо, да, если видеть в поэзии “чистое искусство”. Красота и должна быть главным в ней.

Гениальна лирика природы Фета: “Я пришел к те­бе с приветом. “, “Шепот. Робкое дыханье. “, “Какая грусть! Конец аллеи. “, “Это утро, радость эта. “, “Жду я, тревогой объят. ” и множество других лири­ческих миниатюр. Они разнообразны, непохожи, каж­дая являет собой неповторимый шедевр. Но есть об­щее: во всех них Фет утверждает единство, тождест­во жизни природы и жизни человеческой души. И поневоле задумываешься: где источник, откуда эта красота? Творение ли это Отца небесного? Или источ­ник всего этого – сам поэт, его умение видеть, его светлая, открытая красоте душа, каждое мгновение готовая восславить окружающую красоту? В своей лирике природы Фет выступает как антинигилист: ес­ли для тургеневского Базарова “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, то для Фета природа – единственно храм, храм прежде всего любви, а во-вторых – храм для вдохновения, умиле­ния и молитвы красоте.

Если для Пушкина любовь была проявлением выс­шей полноты жизни, то для Фета любовь есть единст­венное содержание человеческого бытия, единственная вера. У него и сама природа любит – не вместе с чело­веком, а вместо него (“В дымке-невидимке”).

В то же время Фет считает человеческую душу ча­стицей небесного огня, божьей искрой (“Не тем, Гос­подь, могуч, непостижим. “), ниспосланной человеку для откровений, дерзаний, вдохновения (“Ласточки”, “Учись у них – у дуба, у березы. “).

Удивительны поздние стихи Фета, 80 – 90-х годов. Дряхлый старик в жизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, все мысли которого об одном – о любви, о буйстве жизни, о трепете молодости (“Нет, я не изменил. “, “Моего тот безумства желал. “, “Люби меня! Как только твой покорный. “, “Еще люблю, еще томлюсь. “).

Возьмем стихотворение “Я тебе ничего не скажу. “, в котором высказана мысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости чувства. Поэто­му любовное свидание, как всегда, в окружении роскошной природы, открывается молчанием: “Я тебе ни­чего не скажу. “. Вторая строка уточняет: “Я тебя не встревожу ничуть”. Да, как свидетельствуют другие стихотворения, его любовь может и встревожить, взволновать девственную душу его избранницы своими “томленьями” и даже “содроганьями”. Есть и другое объяснение, оно в последней строке второй строфы: его “сердце цветет”, подобно ночным цветам, о которых со­общается в начале строфы. “Я дрожу” – от ночного ли холодка или от каких-то внутренних душевных при­чин. И поэтому конец стихотворения зеркально повто­ряет начало: “Я тебя не встревожу ничуть, я тебе ни­чего не скажу”. Стихотворение привлекает тонкостью и изяществом выраженных в нем чувств и естествен­ностью, негромкой простотой их словесного выраже­ния.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Основные темы и идеи лирики Фета
?