Образование и воспитание сочинение

Тема воспитания и образования в дворянских семьях была од­ной из актуальных в России в начале XIX века. “В России до­машнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравст­венное; ребенок окружен одними холопями, видит одни гнус­ные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изу­чением двух или трех иностранных языков и начальным осно­ванием всех наук, преподаваемых каким-либо нанятым учите­лем”, – писал Пушкин.

Одним из первых проблему эту затронул Д. И. Фонвизин в комедии “Недоросль”. С первой же реплики автор вводит нас в атмосферу русской помещичьей усадьбы. Мы знакомимся с госпожой Простаковой, ее супругом, сыном Митрофанушкой. В семье этой царит “матриархат”. Госпожа Простакова, не от­личаясь особым умом и образованностью, держит в подчине­нии все свое семейство. “При твоих глазах мои ничего не ви­дят” ; _ благодушно заявляет господин Простаков, полностью принимая существующее положение дел. Достается от свое­нравной помещицы и слугам, и кормилице Митрофана, ста­рой Еремеевне, и учителям сына, Кутейкину и Цыфиркину.

Сама же Простакова практически ничему не училась. Ро­дители ее были “старинные люди”, ее с братом “ничему не учили”. “Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажа­ют, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Покойник-свет и руками, и ногами. Бывало, изволит закричать: про­кляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, что чему-нибудь учиться захочет”, – простодушно рассказывает помещица, пребывая в полной уверенности в правильности подобного “воспитания”.

Покойный батюшка ее “не умел грамоте, а умел достаток нажить и сохранить”. Госпожа Простакова унаследовала ка­чества своего отца: при своем полном невежестве, грубости, самодурстве, она расчетлива и корыстна. Узнав, что ее воспи­танница, Софья, стала богатой невестой, она задумывает же­нить на ней Митрофанушку, который, впрочем, и не думает сопротивляться.

Митрофанушка – недоросль, ленивый, неуклюжий ува­лень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его – гонять голубей. Митрофан не особенно жалует науки. “Не хочу учиться, а хочу жениться”, – заявляет он. Тем не менее к нему постоянно ходят учителя: семинарист Кутейкин учит его грамматике, отставной сержант Цыфиркин – мате­матике, немец Вральман – “по-французски и всем наукам”. И сынок Простаковой в науках “весьма преуспевает”: из грамматики он знает, что есть “существительна да прилагательна”....

Дверь, по его мнению, является прилагательным, так как она приложена к своему месту. Другая дверь, кото­рая еще не навешена, – “покамест существительна”. Столь же успешен Митрофан и в изучении математики – Цыфир­кин бьется с ним третий год, а “этот недоросль. трех пере­честь не умеет”. Истории и прочим наукам обучает Митрофана немец Вральман, ранее служивший у Стародума кучером. Вральман не утруждает своего воспитанника занятиями – вместо того, чтобы учить его истории, Вральман заставляет рассказывать “истории” скотницу Хавронью и вместе с Митрофаном с удовольствием слушает ее.

Госпожа Простакова, всем сердцем любя сына, всячески его балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен, но и зло­нравен. Он труслив, груб со своими учителями. В финале ко­медии он отрекается от собственной матери, лишившейся всех прав на управление имениями. Потерпев неудачу в своем намерении женить сына на Софье и лишившейся имений, госпожа Простакова растерянна и разбита. В надежде найти утешение она бросается к Митрофанушке, а в ответ слышит: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…”

Героем-резонером выступает в комедии дядюшка Софьи, Стародум. “Вот злонравия достойные плоды!” – восклицает он в финале. Этот персонаж выражает в комедии авторские взгляды, утверждая, что достойное воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Образование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе. Главная цель всех знаний человеческих – “благонравие”, “просвещение возвышает одну добродетельную душу”.

Самодурка-помещица, госпожа Простакова, ее брат Скотинин, обожающий свиней, ленивый Митрофанушка – “… все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем ничего нет в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души”.

Таким образом, система воспитания и образования, принятая в русских дворянских семьях в XVIII-XIX веках, была во многом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие качества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реализовать свои собственные мечты и одновременно – высокомерие, чувство превосходства по отношению к окружающим. Эти качества во многом способствовали жизненной несостоятельности людей, фатальной неизбежности несчастливой судьбы. В русской литературе эта тема была развита затем Пушкиным и Гончаровым.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Образование и воспитание сочинение
?