Образ Родины в лирике Есенина

Поэзия Сергея Есенина отличается от творчества других поэтов этого же периода. Он не шел следом за модой, его стихи нельзя отнести ни к символизму, ни к акмеизму… Даже недолгое увлечение Есенина иммажинизмом не ставит его рядом с другими поэтами. В русскую литературу Есенин вошел как “последний поэт деревни”, поэт-крестьянин. А что самое главное для крестьянина? Его земля. Поэтому тема Родины стала для него и целинной, и знакомой до боли одновременно.

Первые стихотворения, помеченные 1910-м годом, навеяны детскими воспоминаниями. Поэт рисовал, прежде всего, красоту родных просторов. И вся природа у него одушевленная: березки уподобляются девушке, месяц – ягненку, который “гуляет в голубой траве”. Вместе с тем, образ природы строится в его стихах на ассоциациях из деревенского быта (“синий плат небес”, “страна березового ситца”), а жизнь человека раскрывается обычно через его соседство с природой:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Также стихи раннего творчества связаны, прежде всего, с традициями устного народного творчества. Вообще, свой творческий путь он и начал с подражания фольклору, особенно ярки его параллели с частушками. Отсюда особая мелодичность стихов, строфы-двустишия. К середине 1910-х годов в творчестве Есенина намечается интересная тенденция: он начинает активно использовать цвет для передачи оттенков настроений лирического героя, к тому же активно работает над строением стиха. Вот характерное для этого периода стихотворение:

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины,

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины…

…Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.

Но с течением времени поэт начинает выходить за пределы интимной лирики. Теперь Есенин рисует не только личные переживания, но и судьбу всей России. Случилось это во времена великих бурь революции. Как поэт своей родины, он не мог оставаться в стороне от этих событий. Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархального строя на лад современной машинной техники, он болезненно воспринял это....

Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже машинизация села – все это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной воображением поэта, патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого. Теперь Родина для него не только деревня и ее природа, это и новый герой, теперь также неотъемлемо связанный с Россией, – город. Например, стихотворение “Я последний поэт деревни”:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Это и другие произведения построены на композиционном приеме – антитезе. Постоянное противопоставление деревни и города, причем деревня выступает как источник добра, благодати, а город – проклятый, “железный гость”.

Свои страхи и наблюдения над новой Родиной Есенин ярко выразил в стихотворениях “Возвращение на родину”, “Русь советская”, “Русь уходящая”.

Я человек не новый!

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Отказаться от своих корней Есенин не мог. Поэтому именно в это время для его лирики характерна условная религиозная символика. Взять хотя бы маленькую поэму “Сорокоуст” (поминальная молитва). Теперь религиозные образы стали источником вдохновения: “у лесного аналоя воробей псалтырь читает”, “закадили дымом над росою рощи”. Лирическим героем некоторых стихов того периода стал странник, идущий на богомолье.

Образ Родины и чувство Есенина к ней были многогранны. Для него Россия – это и природа, одухотворенная одним дыханием и памятью поэта, и деревня, как символ прошлого и благодати на земле, и город, страшный и железный, но все же родной, так как является частью Родины, и народное творчество, как вместилище мудрости предков, и молитва, неотъемлемая от деревни. Все это Есенин пережил и осознал, поэтому, читая его произведения, мы можем воскресить в нашей памяти точно такие же образы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Образ Родины в лирике Есенина
?