Нравственный идеал Чехова

А. П. Чехова известен нам как писатель-сатирик. Действительно, трудно найти другого писателя, способного столь же правдиво высветить все стороны жизни. Становление чеховского таланта пришлось на 80-е годы – срок безвременья, когда идеалы народничества рухнули, а новых еще не существовало. Чехов и не хотел существовать по схеме, он не признавал никаких догм и пытался рушить их. У него не было окончательно сложившегося идеала будущего человека. Чехов смотрел на жизнь и искал тот самый идеал. Он понимал, что надобно разыскивать ответ на вопрос о смысле жизни, а его может вручить лишь сама жизнь.

Главной его задачей было правдивое изображение жизни. Сам Антон Павлович писал: “Что мир “кишит негодяями и негодяйками”, это правда. Человеческая природа несовершенна, а потому странно было бы видеть на земле одних только праведников. Думать же, что на обязанности литературы лежит выкапывать из кучи негодяев “зерно”, значит отрицать самое литературу. Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле… Литератор обязан бороть свою брезгливость, марать свое фантазерство грязью жизни…” Вот почему Чехова больше привлекал заурядный поток жизни – та, по определению Гоголя, “тина мелочей”, барахтаясь в которой люди перестают подмечать, как ничтожны их цели. Именно в этом месте Чехов нашел неисчерпаемые залежи смешного. Но для того, чтобы оно стало смешным и для читателя, надобно было показать, как под влиянием привычки обессмысливается поведение людей, то есть надобно было показать обычного человека в его обыденном существовании. И чтобы показать жизнь во всем ее разнообразии, Чехов в своих рассказах описывает действия, происходящие в городе и в деревне, на даче и в аптеке, в церкви и на балу.

В произведениях одного только года больше двухсот пятидесяти основных персонажей. которые являются представителями почти всех социальных групп: помещики, купцы, военные – от тайного советника до коллежского секретаря, мужики, доктора, музыканты, актеры и многие другие. Вводя в действо эти персонажи, Чехов высмеивал то, что не хотел бы видеть в своем идеале.

Так, например, мелкий чиновник в изображении...

Чехова – это злобный, завистливый, вздорный и трусливый человек. Обыкновенно он совершенно удовлетворен условиями своего существования, а если и бывает порой недоволен, то лишь тем положением в чиновничьей иерархии, которое он занимает. Вот почему он больше всего ценит чин и богатство. И ни образование, ни культура не в силах изменить эту жизненную установку чиновника. Червяков, например, сидел в креслах партера затылок в затылок с генералом, но тот все-таки был для него столь недосягаем и свят, как Бог (“Смерть чиновника”). Тонкий закончил гимназию, однако, как только услышал, что товарищ его детства уже тайный советник, тут же “съежился, сгорбился, сузился” и “Ваше превосходительство… Хи-хи-с!” (“Толстый и тонкий”). По этому поводу сам Чехов писал: “…Кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому больше ничего не остается, как стать чиновником”.

Большое общественное зло также и в крепостничестве, так как сохранились не только люди, пользовавшиеся привилегиями, завещанными крепостной эпохой, но и мораль, порожденная крепостничеством, еще жила в сознании и поведении его современников. Бывшие крепостные еще не один год после отмены крепостного права по привычке смотрели на помещика как на господина и считали себя обязанными осуществлять любую его прихоть. Так, например, Фирс из пьесы “Вишневый сад” с сожалением вспоминает о прошедших временах. И если бы Карпушка и Матвей не изъявили готовности сразу же приступить к исполнению приказа Трофима Семеновича, то надругательство над парнем и девкой могло бы и не состояться (“За яблочки”).

Такое рабское повиновение, ощущение своей ничтожности также не соответствовали нравственному идеалу Чехова. В одном из его писем младшему брату Михаилу есть такие строчки: “Не нравится мне… для чего ты величаешь особу свою “ничтожным и незаметным братишкой”. Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, Мишам надо б!,1ТЬ одинаковым. Ничтожество свое сознавай, знаешь Г де? Перед Бегом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не пред людьми. Среди людей надобно сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Нравственный идеал Чехова
?