Нравственное значение рассказа Распутина «Уроки французского»

В. Г. Распутин — один из крупнейших современ­ных писателей. В своих произведениях он проповеду­ет вечные жизненные ценности, на которых держится мир.

Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографичное. Герой рассказа — простой дере­венский мальчик. Нелегко живет его семья. Мать одна воспитывает троих детей, которые хорошо зна­ют, что такое голод и лишения. Тем не менее она все же решается отпустить своего сына в район на учебу. Не потому что не ведает, что там ему будет тяжело, не потому что бессердечна, а потому, что

«хуже уже не будет». Мальчик и сам соглашается уехать учиться. Несмотря на возраст, он достаточно целеустремлен и имеет тягу к знаниям, да и природные задатки у него неплохие. «Башковитый у тебя парень растет,- гово­рили все в селе его матери. Вот и пошла она «напере­кор всем несчастьям».

Оказавшись среди чужих людей, обездоленный мальчик вдруг осознает, как одиноко ему, как «горь­ко и постыло», «хуже всякой болезни». Тоска по дому одолевает его, по материнской ласке, по теплу, по род­ному углу. От душевной тоски он и физически ослабе­вает, худеет так, что это сразу бросается в глаза прие хавшей к нему

матери.

Материных передачек мальчику не хватает, он по-настоящему голодает. Проявляя душевную чут­кость, он не берется искать, кто ворует у него небога­тые запасы — измотанная тяжелой долей тетя Надя или кто-то из ее таких же полуголодных, как и он сам, детей.

Маленький человек осознает, как тяжело достают­ся матери и эти жалкие куски, он понимает, что она отрывает последнее от себя и от его брата с сестрой. Изо всех сил он старается учиться, и все ему дается легко, кроме французского.

Вечное недоедание и голодные обмороки толкают героя на путь поиска денег, и находит он его довольно быстро: Федька приглашает его играть в «чику». Смышленому мальчику ничего не стоило разобраться в игре, и, довольно быстро к ней приноровившись, он скоро начал выигрывать.

Сразу понял герой некую субординацию в компа­нии ребят, где все относились со страхом и заискива­нием к Вадику и Птахе. Вадик и Птаха брали верх не только тем, что были взрослее и физически развитей остальных, они не гнушались пускать в ход кулаки, открыто хитрили, мошенничали в игре, вели себя раз­вязно и нагло. Герой не намерен потакать им в их не­добрых поступках и незаслуженно терпеть обиды. От­крыто говорит он о замеченном обмане и, не умолкая, твердит б этом, все время, пока его за это избивают. Не сломить этого маленького, честного человека, не растоптать его нравственные принципы!

Игра на деньги для героя не средство наживы, а путь к выживанию. Он заранее устанавливает для себя порог, за который никогда не заходит. Мальчик выигрывает ровно на кружку молока и удаляется. Ему чужд агрессивный азарт и страсть к деньгам, ко­торые управляют Вадиком и Птахой. Он крепко вла­деет собой, имеет твердую и несгибаемую волю. Это стойкий, смелый, самостоятельный, упорный в дос­тижении цели человек.

Впечатлением, оставшимся на всю жизнь, стала в его жизни встреча с учительницей французского, Лидией Михайловной. По праву классного руково­дителя она больше других интересовалась ученика­ми того класса, где учился герой, и скрыть от нее что-либо было трудно. Увидев первый раз синяки на лице мальчика, она спросила его о случившемся с доброй иронией. Конечно, он соврал. Рассказать все значит подставить под удар всех, кто играл к деньги, и это неприемлемо для героя. А вот Тишкин, не колеблясь, сообщает, кто и за что избил его одно­классника. В своем предательстве он не видит ничего предосудительного.

После этого герой уже не ожидал ничего хорошего. «Пропал!» — думал он, ведь за игру в деньги его легко могли исключить из школы.

Но Лидия Михайловна оказалась не таким челове­ком, чтобы ни в чем не разобравшись, поднимать шум. Она строго пресекла насмешки Тишкина, а с ге­роем решила поговорить после уроков, один на один, так, как это и должен был сделать настоящий учи­тель.

Узнав, что ее ученик выигрывает только рубль, ко­торый тратится на молоко, Лидия Михайловна мноroe поняла о его не по-детски тяжелой многострадаль­ной жизни. Прекрасно понимала она и то, что игра в деньги и такие вот драки не доведут мальчика до доб­ра. Она стала искать для него выход и нашла его, ре­шив назначить ему дополнительные занятия по фран­цузскому, с которым у него не ладилось. План Лидии Михайловны был незатейлив — отвлечь мальчика от походов на пустырь и, приглашая его к себе в гости, подкармливать. Такое мудрое решение приняла эта неравнодушная к чужой судьбе женщина. Но совла­дать с упрямым мальчишкой было не так-то легко. Он чувствует огромную пропасть между собой и учитель­ницей. Не случайно автор рядом рисует их портреты. Ее — такой умной и красивой, пахнущей духами и его, неопрятного без матери, тощего и жалкого. Ока­завшись у Лидии Михайловны в гостях, мальчик чув­ствует себя неуютно, неловко. Самым страшным ис­пытанием для него становятся не занятия по француз­скому языку, а уговоры учительницы сесть за стол, от которых он упорно отказывается. Сесть за стол рядом с учительницей и утолять свой голод за ее счет и на ее глазах для мальчика страшнее смерти.

Лидия Михайловна старательно ищет выход из этой ситуации. Она собирает нехитрую посылку и на­правляет ее герою, который быстро догадывается, что его бедная мать не могла прислать ему ни макарон, ни тем более яблок.

Следующий решительный шаг учителя — игра на деньги с мальчиком. В игре мальчик видит ее совсем другой — не строгой тетенькой, а простой девчонкой, не чуждой игре, азарту, восторгу.

Все рушит внезапное появление в квартире Лидии Михайловны директора, заставшего ее в самый раз­гар игры с учеником на деньги. «Это преступление. Растление. Совращение»,- кричит он, не намерева­ясь ни в чем разбираться. Достойно ведет себя Лидия Михайловна в разговоре с начальником. Она проявля­ет смелость, честность, чувство собственного достоин­ства. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Ва­силий Андреевич не захотел увидеть этого.

Слово «урок» в названии рассказа имеет два зна­чения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучи­тельное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уро­ки доброты и сердечности, преподанные Лидией Ми­хайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что прон­зает сердце навсегда и светит чистым, простодуш­ным светом естественного примера. перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Нравственное значение рассказа Распутина «Уроки французского»