Нравственная проблематика лирики Твардовского

В любом произведении литературы существуют темы и проблематика. Что это такое? Тема – это то, о чем рассказывается в произведении, а проблематика – личный взгляд автора на заданную тему, сфера, в которой проявляется взгляд автора на понимание мира и человека. Человек в поисках личности, процесс осознания себя и мира – важнейшие понятия с точки зрения нравственной проблематики. В лирике мы имеем дело с исканиями лирического героя, в которых отражается судьба самого автора.

Итак, проблематика – это поднятые автором вопросы. В лирике Твардовского особенно ярко отражаются проблемы отношения к павшим на войне (“Я убит подо Ржевом…”, “Я знаю, никакой моей вины…”), проблема связи поколений, которая была трагически разорвана (“Братья”, “Памяти матери”, “По праву памяти”), проблемы ответственности за жизнь и страдания окружающих (“К обидам горьким собственной персоны…”).

Тема войны вообще очень важна для Твардовского. Нужно отметить, что в “Василии Теркине” автор не поднимает нравственную проблему убийства на войне. Поэтому, прочитав поэму, мы не можем понять позицию Твардовского.

Стихотворение “Я убит подо Ржевом…” написано в 1945-1946 годах. Шокирующая первая строчка обращения мертвого человека к живым сразу задает тон произведения. Пребывание в небытии, там, “где корни слепые ищут корма во тьме”, “где с облачком пыли ходит рожь на холме” описано не таинственно, а просто и безнадежно. Смерть, по Твардовскому, – это состояние и место, откуда не возвращаются. Стихотворение представляет собой обращение лирического героя к живым. Сам он, русский солдат, погиб под Ржевом. Отрада у мертвых одна:

Что недаром боролись

Мы за Родину-мать.

Твардовский не видит в смерти солдата трагедии. Трагедией для него стала бы победа немцев в войне. Большинство глаголов стоит во множественном числе, что указывает на то, что падший воин говорит от лица всех погибших. /

В другом произведении – “Я знаю, никакой моей вины…” – проблема войны рассматривается уже с точки зрения живого, вернувшегося с фронта человека. Чувство вины и ответственности за окружающих – главное в стихотворении. Повисающая концовка “все...

же, все же, все же…” только усугубляет ощущение безысходности. Лирический герой спрашивает: мог ли он сберечь тех, кто не пришел с войны? Конечно, нет, но чувство вины не оставляет героя и автора.

В поэме “По праву памяти” поэт ставит вопрос забвения. Вслед за Ахматовой он призывает не забывать то, что было, не закрывать глаза на правду.
В цикле “Памяти матери”, помимо темы забвения, затронута проблема смерти и преемственности поколений. Все произведение проникнуто грустью и безысходностью: лирический герой навсегда прощается с умершей матерью. Наиболее проникновенна последняя часть цикла. В ней Твардовский использует двойной символ перевозчика-водогребщика. С одной стороны, это персонаж из народной песни, которая пелась при прощании дочери с матерью. Считалось, что если дочь выходила замуж за человека с другого берега реки, то она уже никогда не увидится с матерью:

Перевези меня на ту сторону,

С другой стороны, этот образ ассоциируется с древнегреческим Хароном, перевозчиком душ в царство мертвых. После смерти матери лирический герой остается последним связующим звеном между будущим и прошлым. Он – следующий. Поэтому в самом конце произведения он просит перевезти его “на ту сторону”, “домой”, туда, куда ушла его мать.

Этические вопросы поднимаются поэтом в стихотворениях “К обидам горьким собственной персоны…” и “Что нужно, чтобы жить своим умом?” Два этих стихотворения – это совет умудренного опытом человека следующим поколениям. Основной девиз: “быть самим собой”, “найти себя в себе самом // И не терять из виду”. Твардовский учит быть твердым, не отступать со своей тропы, быть суровым к себе, а не к людям, любить свой труд и честно работать. И самое главное, он советует с юмором относится к смерти:

…Он все равно тебя врасплох

Застигнет, час летальный.

Аминь! Спокойно ставь печать,

Той вопреки оглядке:

Уж если в ней одной печаль, –

Так, значит, все в порядке.

В своей лирике Твардовский утверждает бессмертие воинского подвига, непреходящее значение нравственных ценностей, необходимость неразрывной связи поколений, необходимость воспитывать в себе чувство ответственности за происходящее.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Нравственная проблематика лирики Твардовского
?