Мир природы в лирике Есенина

Тема русской природы – неотъемлемая часть творчества любого русского писателя и поэта. Природа – это и мир приятных эмоций, и мир детских воспоминаний, и воплощение образа Родины, и предмет для размышления о вопросах бытия…
В творчестве любого мастера слова можно отыскать какие-то строки о природе, которые вдохновят нас и окрылят красотой. Для меня такими проникновенными стихами являются есенинские. В них оживает каждый листочек, каждая былинка!
Поэт любил свой родной край, и не только любил, но и знал, потому что характер и мироощущение поэта с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа – не только “колыбель”, но и поэтическая “школа” Есенина. Она – душа его стихов, источник, питающий лирические чувства поэта. Поэтому так завораживающе звучат его строки:
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Природа в ранних стихах Есенина звенит птичьими трелями, загадочно шепчет листвой, шумит ливнями, оглушает громовыми раскатами. Его лирика наполнена сочными и необычными метафорами: “осень – рыжая кобыла”, “яблоки зари”, “небесное коромысло”, “пряжа солнечных дней”. Эти яркие характеристики природы трогательны и хрупки.
Есенинская природа – единый организм, целая вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом. Одно явление природы изображается через другое: “Сыплет черемуха снегом”, “Как метель, черемуха машет рукавом”. “рыжий гусь”, “всадник унылый”, “желтый ворон кружит, вьется над землей”, “злат бугор” – это все о месяце, который “жеребенком запрягался в наши сани”. “Серебряный”, “протяжен и глух”, “овсяный” – а это о ветре, который треплет “под облачной кущей золотую дугу”.
Почти во всех первых стихотворениях Есенина присутствуют религиозные образы, тесно переплетающиеся с естеством природы. Здесь мифологические сюжеты сочетаются с деталями крестьянского быта и красками природы: “благовест ветра”, “закадили дымом”, “в елях – крылья херувима”, “под венком, в кольце иголок Мне мерещится Иисус”, “взванивают в четки ивы – кроткие монашки”, “под соломой – ризою выструги стропил”.
Эти мотивы пришли в...

лирику Есенина, видимо, из слышанных им в детстве духовных песен и легенд, они являются выражением черт народного сознания. Очень часто автор использует прием передачи событий через восприятие ребенка. Он переносит читателей в свое детство, в родную Рязанскую область. Читатель начинает смотреть на мир, на всю его красоту глазами “желтоволосого ребенка”.
Но растет поэт, и меняется его восприятие мира. В более поздних стихах природные образы становятся исповедью поэта. Природа впитывает “половодье чувств”, умом и сердцем поэт стремился проникнуть в глубокие тайны:
Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту.
Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил общность и отклик в мире природы:
Подымайте вы, лунные лапы,
Мою грусть в небеса ведром.
Звуки, которыми наполнена Природа, Есенин пытается с точностью передать в своих поэтических произведениях: “Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка”. Звенит не только сосняк, звенит и рожь: “в роще по березкам белый перезвон”, “А у низеньких околиц звонко чахнут тополя”.
Основные цвета есенинских пейзажей – синий, малиновый, золотой. Это цвета православной иконописи, от этого вся природная лирика поэта приобретает истинно русское, настоящее и такое близкое каждому сердцу содержание: “О, Русь, малиновое поле И синь, упавшая а реку”, “Золотою лягушкой луна…” и другие.
Одно из моих любимых стихотворений о природе у Есенина – “Спит ковыль”. Начинается оно с яркого олицетворения – “спит ковыль”. Ковыльные степи – богатство, достоинство средней полосы России. Волны колышущихся на ветру колосьев создают впечатление безбрежного моря, бесконечности. Такая она, страна лирического героя. Сейчас ковыль “спит”, спокойствие и безмятежность опустились на землю, лишь насыщенный, терпкий аромат луговых трав щекочет ноздри.
Лирика Есенина многопланова и разнотемна. Но и в начале своего творческого пути, и позднее, когда “мечтатель сельский” превратился в “высококлассного поэта”, он не перестал быть певцом деревни. В его творчестве почти нет городских пейзажей. Есенин до конца остался верен своему предназначению – проставлять крестьянскую, деревенскую, истинную Россию.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Мир природы в лирике Есенина
?